Первое место директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский отдал проблеме роста профессионализма учителя.
Обучение учителей разумной коммуникации с детьми и с их родителями – вторая серьёзная проблема. Он отметил, что за последние годы многое изменилось, и такая форма коммуникации, как родительские собрания, перестала быть актуальной.
«Коммуникация сегодня носит моментальный характер, начиная от социальных сетей и заканчивая электронной почтой. Надо уметь этим пользоваться», – подчеркнул он.
Третья проблема – как уместить учебный план школы, абсолютно разросшийся за последние 15 лет, в те временные рамки, которые ограничены санитарно-гигиеническими нормами и здравым смыслом, в основе которого – здоровье ребенка и его познавательная активность.
«Это глобальная проблема.Школа по содержанию учебных планов напоминает мне старую бабушкину квартиру, где хранятся какие-то сувениры, коробки, картинки. В доме появилась электрическая мясорубка, но на всякий случай сохранилась механическая, если электрическая сломается. Появился блендер, но сохранилась и ступка. И так далее. Постепенно в этой квартире стало невозможно двигаться.
По мнению Ефима Рачевского, примерно это представляют собой все нынешние планы школ Российской Федерации. Надо разгружаться, надо стремиться к разумному минимализму. В ситуации, когда школы перестанут быть единственным монопольным источником информации, надо переосмыслить контент школьного образования.
Кроме этого, Ефим Рачевский уверен, что нужно пересмотреть подходы к домашнему заданию.
«Домашнее задание для большинства детей не должно носить репродуктивный характер, должно рассматриваться не как повинность, а как одна из форм самостоятельной работы. Если учесть, что ребенок располагает различными источниками информации, то воспроизведение текста учебника – это абсолютно безумно и никому не нужно», – Ефим считает Рачевский.
Оценивание достижений – еще один болезненный вопрос, обозначенный директором школы № 548.
«Хорошо, что сейчас появились электронные журналы, и школа перестает из оценивания делать некое таинство, некую сакральность, не позволяя никому вмешиваться в это дело. Электронные журналы позволяют родителям видеть, что происходит, и требовать выполнения права ребенка на объективное оценивание».
Ефим Рачевский добавил, что есть ещё одна важная проблема:
«Действующая система оценивания содержит в себе презумпцию виновности – не прибавляют за сделанное, а отнимают за не сделанное».
По материалам проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня»