Чаще всего под развивающими игрушками понимают игры и игрушки, которые чему-то учат. Сейчас появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причем все это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности, говорят сами названия: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов буквально переполнены различными пособиями для детей от 1 до 3 лет, которые призывают родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. При этом развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение готовых навыков.
На самом деле развитие – это всегда появление чего-то качественно нового. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.
Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка.
Все эти знания для него – формальные, чужие и не нужные в его детской жизни. Такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребенка.
Взрослым иногда кажется, что современным детям не нужны традиционные игрушки – куклы, пирамидки, машинки и пр.
Все, чем играли дети полвека назад, устарело, ушло в далекое прошлое и сегодня не может развивать детей. А сейчас нашим детям нужны новые, более современные игрушки, которых не было в детстве родителей. Такие игрушки оснащены электронным, высокотехнологическим оборудованием, которое делает игрушки своеобразными интерактивными роботами, все более похожими на настоящих зверей и детей. Интерактивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими возможностями.
Например, игрушечная собачка может пищать, тявкать, махать хвостиком, лакать из блюдечка, перебирать лапками и пр. Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку. Медвежонок, щенок или котенок «обожают обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос… вот кто станет твоим настоящим другом!» – написано в аннотации. Маленькая электронная куколка может «по хлопку» совершать самые разные действия: лопнешь раз – скажет «мама», хлопнешь два – скажет «папа», хлопнешь четыре раза – заплачет, покачаешь – засмеется и пр. На коробке написано, сколько «функций» может выполнять каждая игрушка: 24, 48, 63… кто больше. А вот являются ли такие игрушки развивающими – большой вопрос...
Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам активно и осмысленно действует и воспринимает результат своих действий.
Соответственно развивающая игрушка должна открывать возможность для активных действий ребенка и выражения чего-то своего – своего голоса, своих движений, своих замыслов. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т.е. стать не просто забавой, но средством игры.
Технически оснащенные игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими.
С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку просто нечего делать, не нужно ничего придумывать и воображать. Действия с ними стереотипны и однообразны – нужно нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Ребенок не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Все уже сделано за него. Остается быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются все новые и новые «навороты» и новые роботы. Игра с подобными игрушками сводится к простым манипуляциям и к обладанию технически оснащенными приборами.
Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия.
Главные качества детской игры – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Развивающие возможности игрушки, а значит и ее достоинства, определяются прежде всего характером игрового действия. Главная задача игрушки заключается в стимуляции любой активности ребенка: двигательной, познавательной, коммуникативной, активности воображения и пр. Выбирая игрушку, взрослые должны сразу представить, что ребенок будет с ней делать.
Игрушка должна стимулировать осмысленную инициативу ребенка, создавать необходимые условия для развития его самостоятельных действий, способствовать совершенствованию и становлению новых форм детской деятельности.
Игрушка должна открывать возможность для «внесения» в нее активности и самого ребенка – своего голоса, своих движений.
Так что игрушка, которая много всего умеет сама, является только бесполезной, а зачастую и вредной для развития ребенка.
Хорошая игрушка должна быть простой, условной, открытой для разных действий ребенка, тогда она будет стимулировать его игру, а значит и его развитие.