Черновик – пространство для размышлений, ошибок, предположений. Место, где можно, не стесняясь внешней оценки, пробовать что-то, ошибаться, дурачиться. Потому что никто не увидит и не оценит, не посмеется. Именно так сегодня чаще всего воспринимают его наши школьники.
Но совсем недавно черновик имел гораздо более весомый формальный статус, он официально использовался в оценочных процедурах – когда на выпускных экзаменах черновик прикладывался к чистовику и в случае, если в черновике решение или ответ были верными, а при переносе в чистовик была допущена ошибка, отметку могли не снижать, засчитав правильным решение, зафиксированное именно в черновике.
Что же сегодня? Есть ли черновику место в школьной жизни?
Да, даже на экзамене черновиком пользоваться можно. Но работа в нем никак не учитывается на экзамене. И мнение взрослых, окружающих ребенка, однозначно складывается в пользу того, что предъявлять на проверку нужно только начисто переписанные, красиво записанные задания. Есть в нас, взрослых, какая-то сверхзависимость от внешнего, от упаковки. Зачастую в ущерб содержательному.
Да, в жизни черновиков не бывает. Каждое мгновение нашей жизни неповторимо и невосполнимо.
Не получится сначала попробовать пожить, а потом все перепрожить «начисто», выкинув неудачный черновик своей жизни.
Хорошо, если школьник поймет это как можно раньше.
Но я бы не стал так просто отбрасывать черновики. Они ценны той информацией, которую несут в себе. Именно условные неудачи ребенка на пути поиска правильного решения могут очень многое рассказать учителю о тех трудностях, на которые стоит обратить внимание&
Иногда именно черновик может продемонстрировать педагогу умение ребенка искать собственные пути решения, пытаться мыслить нешаблонно.
Это то, что стоит заметить и поддержать. Не говоря уже о том, что психологи и графологи тоже очень многое про ребенка могли бы увидеть из анализа его черновых записей.
Есть ли будущее у черновиков? Уверен, что нет. Так же, как и у чистовиков.
И в этом нет ничего плохого. С развитием цифровых технологий, накоплением больших массивов данных об образовательном пути школьника мы сможем зафиксировать каждый его цифровой след. Увидеть все его ошибки, все его инсайты, и это поможет правильно вместе с ним и его семьей выстроить его образовательный маршрут.