Культура // Статья

Приглашение на бал

2019 год объявлен Годом театра.

Приглашение на бал
Фото: news.yandex.ru

Второе дыхание

«Ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение».

Помните эти слова одного из героев культового фильма «Москва слезам не верит»?

Прошло время, и сегодня становится все более очевидным, что этот прогноз оказался неверным. Как раз телевидение не выдержало испытания временем: эксперты отмечают падение рейтингов даже ведущих телеканалов за счет перемещения в Интернет все большего числа интересных видеоресурсов. Свои каналы в Сети открывают такие известные журналисты, как Леонид Парфенов, Юрий Дудь и другие.

Что касается книг и газет, то постепенно печатные издания также замещаются онлайн-версиями, большой популярностью пользуются аудиокниги.

Новые кинофильмы теперь можно посмотреть не на больших экранах, а на мониторах своих ноутбуков и гаджетов.

А вот театр как раз-таки еще не подвергся влиянию цифровой революции. В виртуальном пространстве и по ТВ можно посмотреть старые спектакли, и то не все.

Интерес к театру только растет. В какой-то мере это объясняется тем, что его посещение стало данью моде (так же, впрочем, как и посещение музеев и выставок).

Ходить в театр на громкие премьеры считается престижным.

Но есть и другая причина – стремление лучших режиссеров находить ответы на злободневные вопросы нашего времени, будь то пьесы современных авторов или новое прочтение классики.

От классиков до новых имен

В прошлом году состоялось несколько премьер по классическим произведениям русской литературы: в Театре им. Вахтангова вышел спектакль «Брюсов переулок» по произведениям Валерия Брюсова (автор и режиссер – Андрей Максимов); в Театре им. Маяковского – «Обломов» по одноименному произведению Ивана Гончарова в постановке Миндаугаса Карбаускиса; «Сережа» по мотивам «Анны Карениной» в МХТ им. Чехова (режиссер – Дмитрий Крымов); «Васса» в Театре им. Моссовета (в главной роли – Валентина Талызина).

Есть куда пойти с подростками для того, чтобы пробудить интерес к чтению, по-новому открыть для себя имена в пределах и за пределами школьной программы.

Наряду с классиками в театральных афишах появляются имена современных драматургов, пьесы которых ставят уже не только ориентированные на молодежь театры «Практика» и Театр.DOC, но и «большие» театры. Так, с успехом прошли в минувшем году премьеры молодого драматурга Аси Волошиной (спектакль «Мама» в Центре драматургии и режиссуры и «Человек из рыбы» в МХТ им. Чехова), «Lёгкое Dыхание» Петра Гладилина и «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова в «Мастерской Фоменко».

Конечно, этим авторам и их пьесам еще предстоит пройти испытание временем. К сожалению, как показывает опыт, не всем это удается: вместе с изменением житейских, политических, экономических реалий такие постановки, сделанные на злобу дня, быстро устаревают.

На этом фоне закономерным стало появление спектаклей, содержание которых ежегодно обновляется в зависимости от происходящих в обществе событий. К числу таких постановок относится спектакль Театра «Практика» «Это тоже я», авторами которого являются сами артисты. Еще будучи студентами театрального вуза, они по заданию педагогов начали собирать реальные истории людей, которых они встречали в жизни: на улицах, в университете, кафе, поездах и магазинах. Из студенческих этюдов получился своеобразный срез российского общества глазами 20-летних. Премьера спектакля состоялась в 2012 году, запомнившемся протестным движением. Впечатления о нем разных людей легли в основу монологов. В прошлом году ведущей темой стали выборы президента. Но это событие произошло в марте, а через несколько месяцев уже утратило свою остроту, поскольку появились новые информационные поводы. То есть принцип «Утром в газете – вечером в куплете» сегодня уже почти не работает.

Уроки прошлого

А вот переосмысление прошлого с позиций современности будет актуальным всегда.

Если говорить о тенденциях, наиболее ярко проявившихся в последние годы в театральной жизни, – это, безусловно, интерес к истории.

Здесь есть свои лидеры: например, Ленком и Российский академический молодежный театр (РАМТ).

Спектакль «Последние дни» (режиссер Алексей Бородин), премьера которого состоялась на сцене РАМТа в марте прошлого года, с легкой подачи его создателей сразу же окрестили «театральным пасьянсом». И это не случайно.

Постановка включает: поэму Пушкина «Медный всадник», действие которой происходит в период самого разрушительного наводнения за всю историю Санкт-Петербурга (1824 год); пьесу Михаила Булгакова «Александр Пушкин» («Последние дни») о трагических событиях перед смертью поэта в феврале 1837 года и пьесу Бориса Акунина «Убить змееныша» о смутном времени, когда царица Софья и ее фаворит Василий Голицын должны уступить власть юному Петру (80-е годы XVII века).

Выбранные режиссером три этапа русской истории связаны между собой вариациями на одну общую тему.

Это: давление власти на «маленького человека» («Медный всадник»); противостояние поэта и царя, столь волновавшее Булгакова (вспомним его пьесу о Мольере «Кабала святош»), и раскрытая Борисом Акуниным проблема угнетенного народа на фоне петровских побед и завоеваний.

Есть о чем поразмышлять и взрослым, и «юношам, обдумывающим житье».

«И жизнь, и слезы, и любовь»

И вот уже совсем недавняя премьера в МХТ им. Чехова – «ХХ век. Бал» – в постановке заслуженного деятеля искусств Аллы Сигаловой при участии генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста и знаменитого историка моды Александра Васильева – художника по костюмам.

Примечательно, что без слов, языком танца и музыки, артисты рассказали об основных событиях ХХ столетия, в котором было все: изысканный Серебряный век, кровавая революция, Гражданская и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии, хрущевская оттепель, афганская война, лихие 90-е. У каждого времени – свой танец и свои образы. Например, период с 1917 по 1922 годы – это залихватское «Яблочко» в исполнении комиссарши из «Оптимистической трагедии» и огненный танец Айседоры Дункан. Символом 1963 года по праву стал фильм «Я шагаю по Москве» с его главной метафорой – девушкой, бегущей под дождем за велосипедом. Да, это было время надежд, как вскоре выяснилось, несбывшихся…

В финале мы видим хорошо известное выступление Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года, в котором он простился с россиянами и попросил у них прощения, и вслед за этим – телеобращение Владимира Путина, исполнявшего в ту пору обязанности премьер-министра.

Так закончился для России ХХ век. Для людей старшего возраста этот спектакль – ностальгия по прошлому, близкие сердцу воспоминания, для молодого поколения – возможность посредством ярких сценических образов пережить, прочувствовать и лучше понять ту эпоху, которую они знают лишь по сухим строчкам учебников.

Поэтому очень важно, что происходящее на сцене дополнялось фрагментами из документальных и художественных фильмов, звучали голоса Маяковского, Вертинского, Высоцкого, Визбора, Иосифа Бродского.

А лейтмотивом спектакля стал летящий с экрана прямо в зал бронепоезд, который, видимо, вопреки всем правилам будто сорвался с запасного пути и потерял управление. Он безжалостно сметает на своем пути чеховских дам в белых платьях и широкополых шляпах, которых мы видим в прологе спектакля. Вишневый сад будет вырублен под корень…

Сплав разных видов искусств, мультимедийных средств, спецэффектов – тоже одна из тенденций современного театра, который находится в поиске новых путей и форм выражения.

Все ближе к зрителю

Нельзя не сказать и о том, что новый театр ищет пути взаимодействия со зрителем, стараясь установить обратную связь не только через интернет-форумы, но и через реальные встречи. Такую форму общения поначалу использовали камерные театры, в том числе «Практика», теперь к ним присоединился МХТ им. Чехова, приглашающий зрителей на обсуждение премьерных спектаклей с участием режиссеров и артистов.

Некоторые театры пошли еще дальше, открывая образовательные проекты – такие, например, как «Литература 5D» в театре МОСТ. Это цикл театрализованных лекций, предназначенных для студентов, учащихся старших классов и самой широкой аудитории, интересующейся театром, историей и литературой.
14 января состоялась лекция, посвященная судьбе и творчеству Николая Гумилева.
Автор и ведущая вечера Инна Кабыш – поэт и педагог, лауреат литературных премий.

Иными словами, театр – это не только яркое зрелище и развлечение, заполняющее досуг, но и место, где можно получить новые знания.

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», – утверждал в свое время Николай Гоголь.

В Год театра мне хочется пожелать только одного: идите в театр, и пусть он наполнит вас новыми эмоциями и силами для преодоления повседневных трудностей!



Новости





























































Поделиться