Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какую роль играет образование родителей в том выборе, который школьник делает после 9-го и 11-го классов.
Как следует из результатов исследования, далеко не всегда этот выбор продиктован академической успеваемостью.
В исследовании отмечается, что «семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости».
И наоборот: дети из семей с невысоким образовательным уровнем чаще готовы «согласиться на меньшее» или даже отказаться от возможностей, которые дают им текущие образовательные результаты.
«В группе низкоуспевающих девятиклассников 40% учеников, чьи родители имеют высшее образование, предпочли остаться в старших классах. Среди тех, кто плохо учится и чьи родители не имеют высшего образования, доля таковых – лишь 26%»,- следует из документа.
Авторы исследования отмечают, что успеваемость является важным сигналом к выбору траектории, однако семьи с низким образовательным уровнем родителей предпочитают стратегию избегания.
Согласно данным исследования, чтобы решить проблему социальной мобильности, нельзя замыкаться на академической успеваемости, нужно помогать семьям преодолевать имеющиеся «внутренние» барьеры, закрывающие детям путь качественному образованию.
«Нужно и строить механизмы образовательной ориентации и социальной поддержки для сильных выпускников школы из семей с недостаточными культурными и экономическими ресурсами», — подчеркнули авторы.