В российских школах долгое время не было привычки планомерно лоббировать желаемые изменения, хотя все участники образовательного процесса периодически были и бывают чем-то недовольны. Проблемы, разумеется, кулуарно обсуждались, но на этом все и заканчивалось. Появившиеся сравнительно недавно Управляющие советы школ позволяют родителям, учителям и ученикам реально влиять на школьную жизнь.
Члены Управляющего совета школы № 1520 имени Капцовых рассказали газете «Вести образования» о том, чем занимается УС, чем он отличается от других органов самоуправления и какие вызовы стоят перед этим относительно новым коллегиальным органом.
Управляющий совет школы состоит из всех участников образовательного процесса: родителей, учеников старше 14 лет, работников школы, в том числе руководителя, представителя учредителя и кооптированных членов (людей, которые могут оказывать содействие в успешном функционировании и развитии школы).
Состав и председатель Управляющего совета определяется с использованием процедуры выборов. Они проходят на общем собрании (конференции) школы открытым или тайным голосованием.
Во главе Управляющих советов довольно часто стоят выдающиеся люди города или района. Например, Управляющий совет школы № 1520 возглавляет научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, председателями УС других школ являются ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сопредседатель совета Фонда развития инновационного центра «Сколково» Аркадий Дворкович и другие известные люди.
На сайте каждого учебного заведения есть подробная информация и положение об УС, из которого можно узнать состав, компетенции, форму работы Управляющего совета, а также ознакомиться с повестками и протоколами заседаний.
Елена Ломакина, член УС, родитель:
– Раньше, в том поколении, существовали только родительские комитеты, у которых не было такого плотного взаимодействия с администрацией, не было возможности принятия неких локальных актов.
Сейчас, в свете расширения движения Управляющих советов общественно-государственной системы управления, этих возможностей гораздо больше. В каждой семье решаются какие-то внутренние проблемы, мы с этими проблемами всегда можем выйти к администрации.
Но не всегда родитель считает это возможным и правильным. Иногда в силу каких-то психологических проблем просто не хочет идти к администрации. Тогда он может решить проблему посредством общения с Управляющим советом.
У нас существует время приема членов и председателя Управляющего совета, когда каждый родитель может прийти и обсудить свои внутренние проблемы семьи. Мы на заседании можем обсудить эти проблемы вместе и помочь решить тот или иной вопрос.
Наталья Ким, школьный бухгалтер и член УС:
– Управляющий совет – это место диалога и выработки решений о том, в каком направлении движется школа. Школа вырабатывает определенное видение своего развития. Вопросы обсуждаются на административном и Управляющем советах.
Высказываются мнения родителей, сотрудников и обязательно – учеников старших классов. Методом голосования мы либо принимаем, либо не принимаем решение, которое способствует развитию школы.
Например, на последнем Управляющем совете обсуждался выпускной: как он должен проходить? В какой форме? Где?
Самый яркий пример – «Математическая вертикаль». Приглашались родители, и каждый высказывал свое мнение, как это должно будет выглядеть, какое решение должно быть принято, чтобы этот процесс пошел на пользу и «никто не пострадал».
Ведь это процесс новый, интересный, но еще не всем понятный.
Евгения Гусакова, член школьного УС школы № 1520, мама троих детей и политолог:
– Управляющий совет собирается четыре раза в год, проблематику определяют члены совета, иногда проблему включают в повестку заранее, иногда непосредственно на совете поднимается вопрос.
Почему я решила стать частью Управляющего совета? Мне интересно принимать участие не просто в жизни школы, а в жизни детей.
Вопрос в том, что, когда ты находишься внутри процесса, смотришь на жизнь более широко, а не только как родитель. Огромную роль играет то, что тот институт, с которым я буду связана около 20 лет, – школа – отвечает на мои запросы.
Если сравнивать интересы семьи и школы, тут происходит не конфликт, а совпадение интересов. Мы при выборе школы смотрим не только на сообщество учителей или институт, а на систему ценностей, которые она преподает.
Наша задача как родителей – внести предложение, дальше школа прорабатывает возможность, ресурсы и затем выносит на обсуждение Управляющего совета.
Если говорить о том, какие вопросы мы предлагаем обсудить и внести на рассмотрение в совете, то это, например, языковой. Сейчас в обществе помимо английского языка востребованы арабский и китайский. Мы в семье посовещались и предложили школе программу внедрения китайского языка. Наша инициатива была услышана: после 6-го класса дети могут изучать этот язык.
Вита Кириченко, директор школы, член УС:
– Когда я перешла на работу в школу, в ней уже был сложившийся Управляющий совет. Причем Управляющий совет с опытом деятельности, от которого в том числе зависела и судьба школы.
Я считаю, что это счастье для директора, когда в школе есть сильный, действующий, неформально исполняющий свои обязанности Управляющий совет.
Это дает возможность принимать и воплощать в жизнь решения, которые в большинстве случаев застрахованы от ошибки как таковой.
Если твое решение принимает Управляющий совет или Управляющий совет вместе с директором школы и управленческой командой школы, то, как правило, это решение рассмотрено со всех сторон. Оно застраховано от тех шагов, которые потом на практике будут влиять на воплощение задуманного в жизнь.
Анна Чупилкина, член УС, родитель:
– Обычно обсуждаются темы различного характера. В последний раз мы говорили о формировании математической вертикали, принципах формирования седьмых классов, минимальном балле для прохождения и проведении выпускных.
На УС мы подробно обсуждаем текущие актуальные вопросы, связанные с учебным планом, дополнительным образованием, порядком оплаты, внесением кружков в бюджет или внебюджет, проведением ремонтных работ в здании.
В этом году у нас происходит перемещение учеников и преподавателей между зданиями в связи с тем, что реализуется проект «школы ступеней». УС в данном случае оказывает большое содействие школе в насущных вопросах, которые требуют быстрого разрешения.
Анжелика Максименко, член УС, педагог школы № 1520:
– Связь между управляющими советами и родителями, учителями и детьми очень мощная. Управляющий совет помогает школе реализовать образовательную программу, в которую входят не только планы уроков, а еще и школьные мероприятия.
УС – это неотъемлемый орган школьной системы, совсем не параллельный, а встроенный в структуру и работу учебного заведения.
Однако любую работу должны выполнять профессионалы, поэтому исполнительная власть в любом случае здесь принадлежит директору и школе.
На уровне совета мы поддерживаем и дух школьников – у нас действует музей истории гимназии, мы проводим ежегодный праздник – день рождения гимназии (теперь это школа, но мы ведем преемственность). УС создает инициативную группу по празднованию этого мероприятия.
Часто мы делаем анимационные представления на различных городских площадках. У нас присутствует дух осознания того, что мы единая команда, единая общность, разделяющая одни и те же ценности.