Депутат Государственной думы, член президиума генсовета партии «Единая Россия», руководитель партпроекта «Новая школа» Алена Аршинова заявила о необходимости выработки временного межведомственного решения в целях минимизации административных наказаний в виде наложения штрафов на школы и детские сады. Публикуем ее комментарий без сокращений.
«27/07/2018 Роспотребнадзор сообщил о результатах контроля за подготовкой школ к новому 2018–2019 учебному году, в которых указано о наложении на школы штрафов на сумму более 177 млн руб.
Управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации из года в год в массовом порядке накладывают штрафы на школы и детские сады, особенно из-за несоответствия численности их классов и групп соответственно нормативам – требованиям СанПиН.
Очевидно, что в условиях значительного износа образовательных организаций, в условиях ограниченных финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы для строительства в требуемом объеме новых школ и детских садов, при хроническом дефиците у школ и детских садов средств даже на текущие нужды, наложение на школы и детские сады штрафов является абсурдным с точки зрения государственной политики.
Даже в рамках долгосрочной государственной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы» есть дефицит финансирования.
Год назад я уже направляла в адрес руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, затем в адрес министра образования и науки Ольги Васильевой предложение рассмотреть вопрос о выработке по объективным причинам временного межведомственного решения, чтобы минимизировать административные наказания в виде наложения штрафов на школы и детские сады из-за несоответствия их требованиям СанПиН.
Однако Минобрнауки отнесся к предложению формально, встал на сторону Роспотребнадзора и не увидел необходимости что-либо предпринять дополнительно, чтобы в условиях недостатка мест в школах и детсадах прекратить массово штрафовать директоров этих учреждений за переполненность классов и групп.
Ответственность за обеспечение в стране достаточного количества и соответствующих нормативам мест в школах и детсадах все-таки как минимум в не меньшей мере лежит и на федеральных органах власти, нежели только на региональных. Поэтому формализм в этой ситуации недопустим.
Кроме того, именно в связи с высоким износом образовательной инфраструктуры мной в мае этого года было также направлено предложение в адрес профильного вице-премьера Татьяны Голиковой о разработке специального федерального проекта по ремонту устаревшей инфраструктуры в сфере образования, который должен предусматривать ремонт студенческих общежитий, учебных корпусов, школ, детских садов.
Специальный федеральный проект по ремонту устаревшей инфраструктуры в сфере образования стал бы очень важным дополнением к уже реализуемым проектам по строительству новых школ и детских садов.
Однако на данный момент это предложение также пока не получило развития в связи с реорганизационными мероприятиями в Минпросвещения России.
При этом не ставится под сомнение целесообразность и необходимость проведения Роспотребнадзором проверок школ и детских садов на соблюдение ими требований и нормативов СанПиН, вынесение соответствующих предписаний об устранении нарушений и иных мер взыскания, за исключением наложения штрафов на и так испытывающие дефицит финансовых средств российские школы и детские сады, особенно муниципальные.
Поэтому я сегодня направила в адрес профильного вице-премьера Татьяны Голиковой предложение рассмотреть вопрос о выработке по объективным причинам временного межведомственного решения в целях минимизации применения административного наказания в виде наложения штрафов на школы и детские сады из-за несоответствия их требованиям и нормативам СанПиН, с возможностью преимущественного использования иных, нефинансовых, мер взыскания в случае выявления соответствующих нарушений.
Временным решением, к примеру, могло бы быть:
- внесение изменений в санитарные правила СанПиНов о применении введенных с 02.01.2016 г. нормативов, регулирующих предельную численность школ и детсадов, только к вновь возводимым школам и детсадам,
- а для старых школ и детсадов на срок, к примеру, до 2030 года временно их заморозить, но с условием непревышения уже имеющихся показателей по численности в таких школах и детсадах.
Возможны и иные подходы к решению этой проблемы.
Необходимо защитить и так небольшие финансовые возможности многих российских школ и детских садов, вынужденных сейчас оплачивать государству штрафы».