Без рубрики // Рецензия

Привилегия сильных

В какой театр не откажутся сходить дети вместе со своими родителями? Конечно, в «Практику» – театр нового поколения. «Практика» позиционирует себя как театр, открытый для эксперимента и поиска новых форм, жанров, соединения разных искусств – хореографии, музыки, драмы. Достаточно заинтриговать юных зрителей названием спектакля – «Black&Simpson».

Привилегия сильных
Фото: vipkassa.ru

Открытый в 2005 году, театр «Практика» почти сразу стал центром притяжения самых разных зрителей, прежде всего молодежи.

Здесь начинают свой творческий путь студенты театральных вузов, ученики известных режиссеров, в том числе Олега Кудряшова и Виктора Рыжакова.

В мае нынешнего года художественным руководителем театра стал заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Дмитрий Брусникин, руководитель мастерской, созданной из выпускников курса Школы-студии МХАТ.

С 2016 года этот актерский коллектив является резидентом «Практики», поэтому назначение Дмитрия Брусникина на должность художественного руководителя театра было воспринято как закономерное решение.

Одной из ярких и неизменно аншлаговых постановок с участием этого мастера стал спектакль «Black&Simpson», повествующий о реальных событиях.

Обратный отсчет

Документальная основа пьесы – не новость для «Практики». Однако случай с «Black&Simpson» – особый, поскольку этот спектакль рассказывает об отношениях преступника и его жертвы, которые много лет переписываются друг с другом.

Об этой истории узнал американский режиссер Казимир Лиске, поставивший спектакль на сцене «Практики».

В пьесе только два героя: Гектор Блэк, дочь которого была убита (Дмитрий Брусникин), и Айван Симпсон (Антон Кузнецов) – заключенный, отбывающий пожизненное наказание за это преступление.

Переписка зачитывается в обратном порядке, когда отец погибшей уже нашел в себе силы простить человека, по вине которого ушла из жизни его любимая дочь Патриция.

А сам преступник раскаялся, осознал свою вину и преодолел ненависть к самому себе.

Поэтому начало постановки благополучное и даже благостное: Гектор рассказывает Айвану о своих фермерских заботах, о том, как он собирает урожай, ухаживает за разными растениями.

Айван – типичный городской житель и дилетант в вопросах сельского хозяйства – задает ему вопросы о том, как растет ананас – на земле или на дереве, как собирают клубнику и так далее.

Кроме того, Гектор ухаживает за своей женой Сьюзи (оба они – люди преклонного возраста), которая часто болеет и к концу жизни слепнет и уже не может передвигаться.

Айван в своих письмах проявляет беспокойство о Сьюзи, передает ей слова поддержки и пожелания скорого выздоровления.

В свою очередь он делится с Гектором размышлениями о своей жизни в тюрьме, сокамерниках, своей работе – он повар в тюремной столовой. Айван признается, что любит готовить, и подробно описывает блюда, которые ему особенно удаются.

Казалось бы, это диалог в письмах двух друзей или близких родственников, которые стремятся чем-то порадовать и приятно удивить друг друга.

Например, Гектор периодически посылает Айвану денежные переводы к праздникам, а тот, не имея таких возможностей, старается найти добрые слова, украсить «смайликами» свои послания…

Но чем ближе к концу переписки (вернее, к ее началу), тем напряженнее становится действие спектакля.

Путь к прощению

Гектор просит Айвана подробно рассказать о том, как произошло убийство его дочери, какие причины и обстоятельства послужили толчком для совершения преступления. Айван не сразу, но все же отвечает на эти вопросы.

В первых своих посланиях Гектор пишет, что никогда не сможет простить убийцу.

Впоследствии, с течением времени, Гектор старается понять убийцу, объяснить мотивы содеянного как истинно верующий христианин.

В финале действия, когда Гектор остается один после смерти жены, он признается, что Айван – самый для него близкий человек.

Здесь достаточно вспомнить слова из Евангелия от Матфея: «Петр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Айван тоже проводит работу над собой, стараясь преодолеть, как он выражается, «легион» (или демонов) в своей душе.

Бывали случаи, когда его до такой степени раздражали поступки его сокамерников, что он был близок к новому преступлению, тем более что он и так приговорен к пожизненному сроку и терять ему нечего.

Но он собирал в себе все силы для того, чтобы победить в себе злое начало и простить своих обидчиков.

Не случайно второе имя Айвана – Кристофер, то есть «носящий в себе Христа», «чтящий Христа».

В тюрьме он все чаще задумывается о своем предназначении в жизни, об исправлении, о Боге.

Главные роли

Исполнитель роли Айвана Антон Кузнецов очень хорошо передал противоречивый характер своего персонажа: это парень из неблагополучной американской семьи (как следует из переписки, он родился в психиатрической больнице, где лечилась его мать).

Нетрудно догадаться, что жизнь его не баловала, он не получил нормального образования и выполнял неквалифицированную работу. Общество его не принимало, поэтому он решил выделиться и «проявить себя» в криминальной сфере, а наркотики лишь подталкивали его к новым преступлениям, пробуждая дьявольское начало в его душе.

Антон Кузнецов играет парня с не очень грамотной речью, но способного на добрые поступки и желающего избавиться от зла в себе самом.

Гектор Блэк в исполнении Дмитрия Брусникина – рассудительный мужчина, заботливый муж, трудолюбивый фермер, который за обыденными делами старается спрятать свою постоянную боль за потерянную дочь Патрицию.

Кстати, она тоже незримо присутствует в спектакле: из переписки становится ясно, что она была доброй, помогала бедным. Как следует из рассказа Айвана, когда тот пришел в ее дом с целью совершить кражу, чтобы на вырученные деньги купить очередную дозу, девушка посоветовала ему обратиться к врачу для избавления от губительной привычки.

«Black&Simpson» – спектакль об умении понять и простить другого человека, даже если тот принес тебе непоправимое горе. К сожалению, только единицы способны на такой шаг.

«Слабые никогда не прощают; прощение – привилегия сильных» (Махатма Ганди).

В век, когда нашим миром правит агрессия, спектакль «Black&Simpson» – это очень своевременный ответ театра на вызовы времени, в том числе связанные с воспитанием подростков.


Как доехать: г. Москва, Большой Козихинский переулок, 30 (метро: «Маяковская», «Пушкинская»).
Сайт театра: https://praktikatheatre.ru/
Цены на билеты: 1500–3000 рублей.
Возрастное ограничение для спектакля «Black&Simpson» – 18+



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube