В Месопотамии и Египте письмо появилось 5000 лет назад. Археологи находят относящиеся к более поздним периодам черновики на глиняных табличках, папирусе, осколках керамики, иногда разлинованные таким образом, чтобы приучить ученика писать все мельче и убористее: тогда «носители» стоили дорого.
С глубокой древности и до наших дней учить грамоте обычно начинают в 7 лет, то есть в «возрасте разума». Со времен Античности обучение чтению предшествовало обучению письму.
В Средние века фразы писались без пробелов между словами, и научиться читать было нелегко.
Во Франции прорыв в обучении письму произошел во второй половине XIX века, когда министр просвещения Жюль Ферри, сторонник всеобщего бесплатного светского образования, ввел одновременное обучение чтению и письму. В конце века появились тетради в крупную клетку, чтобы детям легче было писать прописные и строчные буквы.
Умение писать красиво и четко когда-то высоко ценилось. Средневековые монахи, от руки переписывавшие книги, были настоящими мастерами своего дела, в Новое время без умения писать быстро и разборчиво не приходилось рассчитывать на успех во многих профессиях. Многие гордились красивым почерком, хотя писать стальным и тем более гусиным пером было совсем непросто.
Как это было во Франции?
Во времена Жюля Ферри (XIX в.) следили за осанкой учеников, учили правильно держать перо, но сейчас на это уже не обращают внимания.
До Первой мировой левшей заставляли писать правой рукой, но после войны многим искалеченным взрослым пришлось писать левой рукой, и на это тоже перестали обращать внимание. А с появлением шариковых ручек уже не имело значения, в какой позе пишешь и как именно держишь ручку…
Сейчас письму вообще уделяют все меньше внимания. Предполагается, что грамотный человек умеет писать быстро и разборчиво, но многие взрослые, в том числе учителя, пишут как курица лапой.
Часто дети и не пытаются научиться слитному письму: зачем стараться, если нередко приходиться вписывать только отдельные слова в фотокопии? Многие прямо говорят, что в будущем им предстоит не писать от руки, а набирать текст.
На лекциях все чаще видишь, как студенты пишут конспекты с помощью электронных носителей. Кое-кто пытается с этим бороться, но без особого успеха – время вспять не обратишь.
Перевод Александры Ратай