В первый год в эксперименте участвовали 423 детских сада из 40 регионов; во второй – 1301 детский сад из 74 регионов.
В каждом регионе-участнике были выбраны две группы детских садов:
«лучшие» (в группу вошли детские сады, предоставляющие, согласно региональным критериям, более высокое качество образования: участвующие в конкурсах, проводящие стажировки, лидеры региональных рейтингов и так далее);
«случайные» (в группу были отобраны рядовые детские сады без указанных заслуг).
Оценивалось сразу несколько показателей (каждый по семибалльной шкале):
- обустройство пространства детского сада, уход за детьми (гигиена, безопасность, условия для сна и приема пищи),
- условия для занятий с детьми,
- характер общения взрослых и детей,
- режим дня,
- условия для педагогов и для включения родителей в образовательный процесс.
Средний индекс качества образования и в группе «лучшие» (4,05 балла из 7 возможных), и в группе «случайные» (3,74) оба года находился на уровне «удовлетворительно», что говорит о том, что минимальные требования к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта выполняются, но:
О развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано.
Эти исследования показали, что предметно-пространственная среда в детских садах недостаточно насыщена и многообразна. Детям часто недоступны разнообразные материалы, в том числе кубики, бумага, кисти, краски, книги, песок, вода и прочее.
Редко встречаются в группах места для уединения и отдыха. Нечасто в группах можно увидеть индивидуальные детские работы, оформление группы с участием детей, детские фотографии.
В работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер. А если все же современные технические средства присутствуют в жизни дошкольной группы, дети не имеют возможности выбора: все вместе смотрят выбранный воспитателем материал (презентацию или мультфильм), а в свободной деятельности все это недоступно.
Дети стихийно осваивают гаджеты, компьютер и телевизор вне детского сада.
В большинстве детских садов не созданы условия для того, чтобы дети узнавали о разнообразии культур и традиций (оценки 1,87 в группе «случайные» и 2,06 – в группе «лучшие»).
Условия для детей с особыми образовательными потребностями созданы лишь в пятой части детских садов и оцениваются на уровне «удовлетворительно».
Большое количество детей в группах все еще остается критическим: в среднем 27–28 детей по списку, хотя присутствует, как правило, около 65% детей.
Условия для дневного сна тоже оставляют желать лучшего: спальни переполнены, и кроватки стоят вплотную друг к другу. Не учитываются индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна.
В подавляющем большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии. Часто отсутствует непринужденная атмосфера во время приема пищи:
Преобладает запрет на разговоры во время еды, воспитатель редко сидит за столом вместе с детьми и разговаривает на интересные для них темы.
Условия для воспитателей также оставляют желать лучшего. В большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями.
Зато курсы повышения квалификации за последние три года прошло абсолютное большинство педагогов детских садов (92%).
В чем же дело? Чего нам не хватает, чтобы стать по-настоящему цивилизованным обществом? Пора менять стереотипы.