Воспитание // Статья

Летний лагерь помогает повзрослеть

Период летних каникул – долгожданная пора для детей. Кто-то отправляется на отдых с родителями, в путешествия или на курорты, кто-то – на дачу или в деревню, а кому-то предстоит провести досуг в летнем лагере, который давно уже перестал называться «пионерским».
  • 30 мая 2018

Летний лагерь помогает повзрослеть
Фото: club-rzd.ru

Всем ли детям подходит такое времяпрепровождение и следует ли к нему специально готовиться, рассказывает в интервью «ВО» директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец.

Что бы Вы посоветовали родителям перед тем, как отправлять своих детей в летний лагерь?

В первую очередь, конечно, нужно ребёнка к такому отдыху подготовить: рассказать, что такое лагерь, что его там ждёт. Объяснить, что там будут взрослые, которые всегда придут на помощь, если что-то случится.

Ребёнок должен понимать, куда и зачем он едет. Причём рассказывать надо максимально честно, чтобы у ребенка не было обманутых ожиданий.

Если мама расскажет, что в лагере будет всё прекрасно и замечательно, а на самом деле там возможны трудности адаптации в новом коллективе, проблемы общения с теми детьми и взрослыми, которых ребёнок видит впервые, то ожидаемое и действительное не совпадут, и проблемы могут возникнуть «на ровном месте». Это первое, что хотелось бы пожелать родителям.

Второе, это, конечно, необходимо учитывать, что есть дети, которым вообще очень трудно находиться в коллективе. Это не нарушение развития ребёнка, а просто такие черты характера, когда ребёнку хорошо с самим собой.

Таких детей называют интровертами.

Да, абсолютно верно, хорошо, что мы с Вами вспомнили это слово.

Когда ребенку уютно наедине с книгой или со своим гаджетом, ему не нужен коллектив как таковой.

И тогда бы я родителям посоветовала просто не тратить деньги и нервы, не покупать путёвку в лагерь, а придумать какой-то другой вариант отдыха.

Например, где-то у бабушки в деревне или совместный отдых с родителями, потому что ребёнку-интроверту действительно будет очень трудно приспособиться к лагерю, и не надо его ломать.

Но в целом дети в большинстве своем социализированы, им нужен коллектив, друзья, общение, развивающие игры, и, следовательно, для них такой отдых вполне подходит, и я бы сказала, приносит большую пользу.

Опыт показывает, что часто у ребёнка в первые дни пребывания в лагере возникает желание вернуться домой. Как родителям отличить сиюминутный порыв от тревожного сигнала?

Иногда звонок от родителя даёт импульс ребёнку пожаловаться маме на то, что ему плохо. Срабатывает психологическая защитная реакция: «Сейчас я маме пожалуюсь, а мама меня пожалеет, и я опять стану любимым, маленьким и т.д.». А на самом деле всё прекрасно, и ребёнок хорошо адаптировался, и общается с детьми.

Лучше родителям в этой ситуации связаться с тем вожатым или воспитателем, который с их ребёнком непосредственно находится в условиях летнего лагеря круглосуточно, и выяснить, как все обстоит на самом деле.

Иногда действительно бывают такие ситуации, кода ребёнок не смог наладить отношения с коллективом, найти себе друзей, у него трудности с коммуникацией, а иногда даже в отношении него травля, буллинг, мы уже все знаем это страшное слово.

Вот в этом случае нужно забирать, не доводить, что называется, ситуацию до крайности, до предела. Но здесь поможет родителю тот педагог, который находится с детьми.

А можно ли полагаться на квалификацию современных педагогов, вожатых, которые работают в летних лагерях? Как их сейчас готовят?

Это сложный вопрос. У нас в стране, к сожалению, сейчас нет профессионального стандарта вожатого, четко предписывающего, какими знаниями, умениями, навыками, компетенциями он должен обладать.

Но у нас есть «Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания». Там описана квалификация для старших вожатых, для педагогов-организаторов, для воспитателей групп продлённого дня, воспитателей в выездных лагерях и т.д.

И работодатель, конечно, должен ориентироваться на этот профстандарт при наборе персонала, в частности, педагогических работников в летние лагеря.

У педагога должны быть компетенции, с помощью которых он сможет вывести коллектив детей из конфликтных ситуаций.

Риск заключается в том, что дети живут в лагере круглосуточно, а это сложно с психологической точки зрения.

В школе проще: там ребёнок находится ограниченное время, в течение 5-8 часов, а потом возвращается домой, и у него есть возможность отдохнуть от общения со сверстниками.

В условиях лагеря такой возможности психологического отдыха от коллектива нет в течение смены, которая длится обычно от двух до трех недель.

Педагоги знают, как в таких случаях необходимо поступать, как снимать это напряжение, когда ребёнок находится в одном и том же коллективе каждый день с утра до вечера.

Чем современные лагеря принципиально отличаются от лагерей советской поры?

Конечно, отличаются – и в первую очередь, идеологической компонентой. Пионерские лагеря нашего детства моего детства, по крайней мере, – были направлены на воспитание будущих строителей коммунизма. Поэтому и мероприятия были соответствующие: линейки, песни у костра, игра «Зарница» и т.д. Кстати, и я, и многие мои сверстники вспоминают это время, и эти линейки с кострами с большим теплом и благодарностью.

Весь этот набор мероприятий, собственно, составлял событийность жизни детского лагеря. После перестройки идеология ушла из летних лагерей. Что появилось взамен?

Акцент ставится в первую очередь на оздоровление детей: это подвижные игры на свежем воздухе, закаливание, плавание в бассейнах и природных водоемах - в реке, в озере, в море. Многие лагеря так и называются оздоровительными.

Вся психолого-педагогическая деятельность лишена какой-либо идеологической составляющей. Дети играют, но у них игры совсем не пионерские.

Дети занимаются в кружках, но кружки больше связаны с интеллектуальным, творческим развитием ребенка: робототехникой, музыкой, пением, танцами, рисованием.

А не уделяется ли избыточное внимание безопасности детей после трагических случаев, например, в Карелии на Сям-озере? Походы стали запрещать, и получается, что вместе с водой выплеснули младенца?

– Наверное, я не соглашусь с Вами, Вы не правы. Их не стали запрещать. Совсем недавно вышли поправки к законодательству, которые разрешают походы с детьми, но при этом вводят ряд ограничений. Я говорю о Федеральном законе №85 от 18 апреля 2018 «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Так, маршрут похода должен быть утверждённа уровне того субъекта Российской Федерации, где находится лагерь, согласован с органами исполнительной власти региона, органами МЧС, скорой помощи и размещен в Сети. Благодаря этому родители знают маршрут, какого числа и в каком месте он начинается, какого числа и где заканчивается, где, по каким тропинкам идут дети, это всё в Интернет теперь выкладывается. И это законодательная норма.

Но ведь педагоги жалуются, что это бюрократическое оформление походов их просто отпугивает.

Согласна. Но все мы понимаем, чем это вызвано. Надо положить конец нарушениям в этой сфере. Может быть, сейчас, в какой-то степени перегнули палку, но, будем надеяться, что жизнь расставит всё по своим местам. Золотая середина пока не найдена. Хотя безопасность детей, их жизнь и здоровье это самое дорогое, что есть у родителей, и когда на одной чаше весов оказывается безопасность, а на другой новые впечатления,любой родитель выберет первое.

И ещё о трудовом воспитании детей ведутся споры: какую работу можно выполнять, какую нельзя. Раньше такой гиперопеки не было.

Согласна с Вами. С одной стороны, конечно, очень не хочется, чтобы наши дети росли совсем уж белоручками. Конечно, лучше бы трудовое воспитание начинать пораньше. Но ведь просто заставить ребёнка мести дорожки в лагере это одно, а сделать эту деятельность осмысленной (мы это делаем для того, чтобы было уютно в лагере, чтобы вам самим не ходить по грязным дорожкам) это совсем другое.

Мне кажется, сам труд, который предлагают детям в лагере, должен нести воспитательную функцию. Ребёнок должен понимать, для чего и зачем он занимается той или иной деятельностью.

Просто так заставить подметать нет никакого толка. Такое же воспитание и каждый родитель с ребёнком осуществляет дома. Свою комнату ребёнок должен содержать в чистоте. Для чего? Да чтобы тебе самому в этой комнате жилось лучше, и дышать свежим воздухом для твоего здоровья полезнее, чем когда у тебя пыль и грязь. То же самое и в лагере: дети должны понимать, для чего они это делают.

Я за посильный труд: по благоустройству своей комнаты, своего двора, спортивной площадки, водоема. Главное объяснить детям, для чего это нужно.

Каким навыкам необходимо научитьребенка перед летним лагерем?

Элементарным навыкам самообслуживания. Ребёнок не должен забывать, что нужно утром почистить зубы и умыться. И вечером те же самые гигиенические процедуры провести. Ребёнок должен встать и заправить свою постель. Ребёнок должен понимать, что нужно менять своё бельё и одежду. И в семье должны ребёнка к этому приучать.

Многие родители жалуются: положили ему 15 маек в чемодан, он приехал, одну носил всю смену, а 14 привёз абсолютно чистыми. Ничего хорошего в этом нет.

Элементарные навыки самообслуживания – раз. Навыки общения и умения вести себя в коллективе – два.

Ребёнок, конечно, должен уметь знакомиться с другими людьми, находить с ними общий язык, без агрессии, без конфликта строить какую-то игру, вовлекать других людей в эту свою игру, возможно, проявить какие-то лидерские качества, без этого тоже очень сложно детям адаптироваться в лагере.

И, конечно, что мне кажется, очень важно - это развитие самостоятельности. Ведь дети сейчас совсем не самостоятельные. Они во дворах не бегают, не играют. Они чуть ли не до 15 лет с бабушками ходят за руку в школу.

Но ведь этот ребенок скоро станет взрослым, а навыков самостоятельности у него нет. У нас огромное количество тридцатилетних детей, особенно среди мальчиков, которых до тридцати лет мамы опекают, готовят им завтраки, бутерброды с собой на работу, гладят рубашечки и т.д. Поздновато всё-таки в тридцать лет взрослеть.

А лагерь – это то место, где можно хоть чуть-чуть повзрослеть, стать более ответственным за себя, свою жизнь и стать более самостоятельным.

Как воспитывать у ребёнка коммуникативные навыки? У родителей нет такой компетенции. Это кто должен делать?

Вообще-то коммуникативные навыки воспитываются во взаимодействии с другими людьми. Поэтому родители должны просто создать условия для воспитания и развития этих навыков. Пока ребёнок маленький, водить его куда-то на детскую площадку. Когда ребёнок подрос, пытаться привести его в детский коллектив, предположим, в детский сад или в группу кратковременного пребывания. В детский сад не ходит - значит куда-то в кружки, в какие-то развивающие центры.

Родитель должен сам способствовать тому, чтобы ребёнок учился общению со сверстниками.

При этом нужно наблюдать за ребенком, какие он делает ошибки в общении со сверстниками, объяснять, как нужно (без агрессии) искать выходы из обычных, жизненных ситуаций, которые возникают на этих детских площадках.

Обычно к школьному возрасту навыки общения уже более или менее сформированы, мы говорим об этих проблемах у детей дошкольного возраста.

Имеют ли какой-то смысл городские лагеря? Они очень распространены в Москве, например, и я думаю, в других городах тоже.

Городской лагерь выполняет ровно те же функции, что и загородный. Вот только с оздоровлением всё гораздо хуже. Мы понимаем, что в городе и воздух не такой чистый, как в лесу, и, естественно, в Москве-реке купаться я бы никому не рекомендовала.

Вместе с тем городские лагеря находят свою нишу. Они предоставляют, например, детям возможность пойти в бассейн, в спортивный комплекс, на экскурсию в музей или в картинную галерею.

То есть альтернатива – в культурных мероприятиях.

И такие возможности есть, особенно в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону. Там огромное количество мест, куда можно пойти с детьми летом.

При этом и в загородном, и в городском лагере у детей появляется возможность проявить такие качества характера, как самостоятельность, ответственность, занять, может быть, какую-то лидирующую позицию в коллективе сверстников (в школе это не удалось, а в лагере получилось). Почему? Да потому что в лагере, например, есть волейбольная команда, а он в волейбол хорошо играет. И, пожалуйста, он капитан команды, лидер. Это очень важный навык для ребёнка адаптация в новом коллективе, и мы даём возможность ему проявить себя не так, как в школе, а в совершенно новых условиях.

Лагерь дает возможность выйти за привычные рамки, и это со всех сторон очень хорошо.

А для старших подростков должны быть какие-то другие формы отдыха? Например, профильные летние лагеря?

Конечно. Ведь сейчас предлагается огромное количество профилей. В том числе, я знаю, для родителей очень привлекательны так называемые лингвистические лагеря, где ребёнок не просто отдыхает, ходит на какие-то дополнительные занятия, кружки, но ещё и совершенствует язык.

И если раньше родители старались отправить детей в лингвистические лагеря за рубеж, то теперь российские лагеря предлагают такие программы с носителями языка.

Это как пример. Такого же рода есть физико-математические, биологические, социально-экономические профили – словом, лагеря, предлагающие программы по разным направлениям дополнительного образования.

Беседовала Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube