Далай-лама XIV Тензин Гьяцо: Дело в том, что современное образование носит слишком явную материалистическую направленность Сегодня со страхами и сомнениями люди сталкиваются повсеместно. Сталкиваются, в том числе и в Индии, где я живу.
Люди, прошедшие через такую систему образования, строят свою жизнь вокруг материальных ценностей, создают материалистическую культуру. В силу этого, когда они сталкиваются с трудностями в своей внутренней жизни, с эмоциональными проблемами, они не знают, как их решать.
Так что проблема в современной системе образования.
Уроки управления эмоциями
Я считаю, в систему образования необходимо включить уроки работы с эмоциями.
Подобно тому, как мы учим детей гигиене тела, нужно преподавать им и гигиену ума, эмоций.
Получается, что правильное образование сделает здоровым и радостным настрой ума. Обычно, испытывая страх, беспокойство, гнев, мы считаем, что это неотъемлемая часть нашей человеческой природы.
Но если вам рассказать о гигиене эмоций, то еще при приближении гнева вы сможете подумать: «Приближается гнев, это вредная эмоция» и постараетесь приложить усилия к тому, чтобы его ослабить.
Один американский ученый, который более тридцати лет профессионально помогал людям, страдавшим от чрезмерного гнева, стресса и тому подобных проблем, рассказывал мне, что когда приходит гнев, объект этого гнева представляется нам на сто процентов отрицательным. Но на самом деле девяносто процентов этих отрицательных качеств - лишь плод нашего воображения.
Воспитание гнева
Обучение правильному мировосприятию способно избавить от гнева. Об этом говорится и в статье китайского квантового физика, о которой мне недавно рассказали.
Тому, кто разделяет основы квантовой физики, идея о том, что вещи не существуют так, как нам это представляется, не существуют объективно, очень помогает справляться с эмоциональной реакцией, удерживает от приписывания вещам несуществующих свойств.
Это совпадает с положениями буддийской психологии, в особенности с идеями Нагарджуны (индийского мыслителя II-III веков н.э.), утверждавшего, что привязанность, гнев и неведение возникают в силу именно таких концептуальных построений, в силу искаженного мировосприятия.
Нагарджуна говорит, что когда какой-то объект или явление представляется нам привлекательным, мы считаем, что его привлекательные свойства существуют объективно и независимо. И, соответственно, в нас возникает привязанность.
Подобным же образом, если объект представляется нам отталкивающим, мы приписываем объективный статус его отталкивающим свойствам и испытываем гнев.
Чтобы ослабить гнев или другую негативную эмоцию, нужно использовать свои интеллектуальные способности, анализировать, не удовлетворяться поверхностным взглядом на вещи, но стараться глубже проникнуть в суть.
Татьяна Шувалова