Профессор, академик Российской академии образования, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов на XIX апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ прокомментировал совместный доклад ВШЭ и Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина.
По словам Виталия Рубцова, важнейшая из возможностей, которые надо учитывать в образовании – это возможность влиять на учащихся. В этой связи особое значение приобретает возрастной подход к системе образования. Таким образом, выравнивание возможностей становится стратегическим направлением.
«Эти пункты в докладе прозвучали, – отмечает Рубцов, – а вот про укрепление системы исследований ничего сказано не было, тогда как это основной двигатель развивающего образования».
Исследовательская работа педагогов
Виталий Рубцов предложил вывести вперед пункт, связанный с исследованиями в образовании:
«Исследовательская компетенция педагога – важнейшая в концепции современного образования».
Забота о раннем детстве
Рубцов привлек внимание также к инфраструктуре образования:
«Школа строится по типу систем общности детей и взрослых. Начиная с раннего детства, мы обязаны вкладывать в выявление склонностей и способностей детей – это ключ, это важное условие всей программы».
Исследования показывают, что чем раньше мы начинаем вкладывать в образование детей, тем раньше получаем плоды, и большинство проектов, по словам Рубцова, этой логике соответствуют.
Проблемы девиантных детей
Обращаясь к тому, что сказал Андрей Фурсенко, ректор МГППУ согласился, что сопровождение проблем детей и детства должно присутствовать обязательно. Но подчеркнул, что существуют девиантные дети, а в этой системе они не представлены:
«Почему бы нам не открыть центры, как в скандинавских странах или Германии, которые работают со сложными детьми, где в этих проектах ключ к пониманию работы с разными детьми?
Мы должны выделить ключевые направления. Продумать, по каким типам работы с детством мы идем. Работа с детьми-сиротами тоже должна найти отражение в этих 12 проектах.
Кроме того, у нас почти нет междисциплинарных стандартов. Здесь мы как университет также предлагаем свои возможности».
В целом ректор позитивно оценил системную работу авторов по принципу подхода к детям с точки зрения возраста и назвал проект очень серьезной национальной разработкой.