Без рубрики // Колонка

Красноярские инновации реальны или нет?

В Красноярском крае запустили проект «Реальное образование». Авторы предложили решение по обновлению содержания и технологий дополнительного образования. Разработаны направления, способные развивать исследовательские, управленческие, творческие и другие способности школьников. Дети пробуют себя в роли инженеров, исследователей, художников, проектировщиков, универсалов.

Красноярские инновации реальны или нет?
Фото: alifbo.com

Их научат совершенствовать себя как личность и адекватно оценивать собственные результаты.

С этой целью ежегодно проводится конкурс образовательных программ, кадровые школы, «МетаЧемп» – событийный мониторинг образовательных результатов, образовательные форумы, работа с партнерами и с территориями по совместному вложению ресурсов.

Участница кадровой школы в Красноярске Елена Иванова поделилась впечатлениями об инновациях проекта «Реальное образование». Хотя курсы ПК ей понравились, она выразила опасения, что она не сможет представить свою программу ДО в предлагаемых проектом терминах, и самое участие в конкурсе в рамке этого проекта ей не нужно, но этого от нее потребует администрация учреждения.

Профессор, кандидат физико-математических наук Александр Аронов считает, что автор опасений Елена Иванова не объективна и ее реакция не показательна для ситуации.

Неэффективность не обоснована

Отвечая на вопрос, насколько объективна оценка данного проекта педагога Елены Ивановой, Александр Аронов отмечает, что тревога автора материала, в котором дается оценка «сложных отношений чиновников, инноваторов и всех остальных», основана на предположениях, предпосылки которых она не указывает.

«Автор статьи не приводит никаких цитат об объявлении проекта „Реальное образование“ приоритетным, из содержания работы не ясно, что означает этот статус».

Профессор уточняет: «Эти предположения скорее сформировались на фактах из другого региона, так как долгое время педагог не работала в Красноярском крае». И добавляет: «Не заявлены содержательные расхождения материала Елены Ивановой с проектом „Реальное образование“. Не думаю, что разногласия настолько велики, что невозможно встроить собственное содержание в предлагаемую форму, тем более что курсы ПК заинтересовали педагога».

Высокие критерии отбора

Опыт показал, что открытый конкурс программ ДО с экспертной поддержкой необходим. «Отобранные в таких условиях программы полезны для детей, из них 10–20% – инновационные, остальные – просто хорошие. Это не означает, что им нет места в образовании», – утверждает А.М. Аронов. Например, в крае, независимо от проекта «Реальное образование», реализуется уже многие годы программа «Фабрика программирования» В. Конторина, в которой на основе многопозиционной педагогической поддержки (тьютор, куратор, наставник) школьники совместно со студентами вузов ряда городов Сибири эффективно обучаются современному программированию, рекламе и дизайну на реальных заказах.

Не став победителями в конкурсе, не признанные инновационными, программы могут спокойно реализовываться.

«Любой проект может называться инновационным, если основан на научной идее. Реализация научной идеи предполагает авторский надзор. Эти условия, как правило, трудно осуществить», – подчеркивает ученый.

Что было до проекта

С 2000 по 2010 год в Красноярском крае дополнительное образование развивалось по программе Александра Попова «Поколение-XXI: Развитие человеческого потенциала». Как поясняет Александр Аронов, в свое время это была очень эффективная программа.

На базе интенсивных школ хорошо описана методология отношения авторства и администрации. Более того, в настоящее время в центре А.А. Попова разработан и принят пакет документов развития ДО в самых разных форматах для российских регионов.

Ученый поясняет: «Важно разделять краевую ситуацию и городскую (г. Красноярска). Для города разработана своя программа развития ДО Д.К. Шалимовым, с очень подробным обоснованием».

Как вовлекать в инновационные процессы

На вопрос, теряется ли эффективность инновационного проекта от административного продавливания, профессор ответил просто: «Без административной поддержки никакой инновационный проект не может быть осуществлен».

Ирина Таирова



Новости





























































Поделиться