Мне как педагогу кажется, что агрессия всегда канал возможности для человека обратить на себя внимание. Это такая реакция на отчужденность, когда человек никак не может проявить себя и он незаметен, что бы он ни делал.
Когда школа маленькая, где все друг друга знают, где директор знает всех по имени, возникает такая атмосфера, где выплесков агрессии меньше, а если они есть, то они становятся для всех вызывающим моментом. Люди начинают это обсуждать, собираются. В школе Тубельского, например, был Суд чести.
А когда этого нет, когда все безлико и отчужденно, все начинают решать между собой, кто сильнее и лучше. Даже если вспомнить «Повелителя мух», там на острове оказались мальчики из элитной школы и тут же возникла вспышка агрессии: кто прав, кто нет, кто кого убьет и переиграет, кто будет повелителем острова.
Это реакция нашего поколения на то, что педагогика становится все более отчужденной. Нам некогда, мы много про это говорим, много пишем бумаг, настраиваем на ЕГЭ и активно репетируем, а линия воспитательной, духовной работы с детьми уходит.