По поручению Комиссии по делам культуры и образования при Национальной Ассамблее, депутаты Орор Берже и Беатрис Декам обдумали, как можно улучшить отношения между школой и родителями, и 31 января обнародовали свои заключения.
Депутаты передали министру образования Жану-Мишелю Бланке доклад, в котором они прежде всего констатируют возрастающий разрыв между системой образования и семьями учащихся. По их мнению, по мере возрастания требований к образовательному уровню преподавателей этот разрыв постоянно увеличивается в силу того, что сегодня большинство педагогов – выходцы из благополучных семей.
Все реже они сами живут в тех кварталах, где преподают, и поэтому плохо понимают социальные особенности местных жителей.
Зачастую педагоги, общаясь с родителями, используют малопонятные для них выражения. Родители учеников считают учителей недоступными, в то время как сами учителя полагают, что родители выдвигают к школе непомерные требования.
По Закону о переустройстве школы от 8 июля 2013 года, «школа строится с участием родителей учеников, чтобы гарантировать всеобщий успех». Сама концепция совместного с родителями воспитания вписана в Образовательный кодекс, но применяется она «неравномерно, в зависимости от конкретного учебного заведения, а главное от окружения, в котором развивается ученик».
После многочисленных обсуждений и исследований депутаты внесли пять предложений: учить учителей общению с семьями; лучше информировать родителей о том, чего ждут от них педагоги; стараться проводить неформальные встречи с семьями учеников; включать родителей в мероприятия, направленные на то, чтобы подростки не бросали школу; обращаться в ассоциации родителей.
Главное препятствие для взаимодействия родителей и школы депутаты видят именно в «возрастающем социологическом разрыве между педагогическим корпусом и малообеспеченными семьями», поэтому они считают важным готовить педагогов к построению правильных отношений между школой и семьями непосредственно в педагогических школах при университетах и постоянно проводить их переподготовку.
Кроме того, они советуют учителям не вызывать родителей в школу, чтобы сообщить им неприятные известия о ребенке, а «приглашать их», в том числе и в тех случаях, когда новости благоприятные, и не пользоваться малопонятными терминами, чтобы объяснить родителям, чего от них ждут и какие проблемы возникли у их ребенка.
Наконец, депутаты предлагают учредить «хартию доверия» между родителями учеников и учителями, которая, подобно уже существующей Хартии светского характера образования, могла бы стать опорой в тех случаях, когда возникают трудности в отношениях с родителями.
Перевод Александры Ратай