Семинар в Ренне, в котором принимают участие около 150 преподавателей, использующих методику перевернутого класса, представляет собой мини-конгресс перевернутого класса, в рамках которого проводится пленарное заседание, посвещенное перевернутому классу «как вектору перемен», круглый стол с участием делегата Академии по цифровым технологиям Алена Ван Сант и Свении Бюссон, эксперта по активной педагогике. Последняя также прочитала лекцию об образовательных технологиях и активной педагогике в мире, прежде всего в Финляндии, Австралии и Южной Корее.
Было проведено полтора десятка мастер-классов, в частности, презентация «сопровождаемого класса». Идея этого оригинального перевернутого класса принадлежит преподавателю английского Алану Куглену. Суть ее в том, чтобы позволить каждому ученику «построить собственный индивидуальный путь обучения, развивающий его самостоятельность в рамках сотрудничества», предоставив ему контролировать «свой рабочий ритм».
Как объясняет Ален Куглен на сайте, представляющем его метод, «класс и все его оборудование находятся в распоряжении учеников, которые могут свободно перемещаться, организовывать свое рабочее пространство, используя все, что имеется в классе. Каждый выполняет работу в соответствии со своей «путевой картой», составленной в начале урока, и в собственном ритме, а учитель выступает в роли «благожелательного сопровождающего».
Другие преподаватели также предложили коллегам собственные модели перевернутого класса, как в преподавании языков, так и физкультуры, музыки, физики-химии или морального и гражданского обучения. Преподаватель литературы Жан-Мишель ЛеБо предложил своим ученикам выступить в роли авторов, выкладывая свои статьи в писательском блоге для итальянских лицеистов.
Режин Баллона-Бертуа, под руководством которой прошел семинар, в своем перевернутом классе реализует проект по обмену между своими учениками и их сверстниками из Флориды, направленный на то, чтобы пробудить у подростков интерес к другим культурам.
Перевернутый класс позволяет «моделировать» пространство и время: то, что было начато в классе, продолжается после уроков, учитывая временной разрыв между Францией и США, ученики самостоятельно выбирают время, когда закончат работу.
Режин Баллона-Бертуа полагает, что семинар позволит преодолеть предрассудки, которые уже складываются вокруг перевернутого класса, например, будто в перевернутом классе преподаватель уже не понадобится, так как уроки и домашние задания поменяются местами и ученики будут работать самостоятельно, или распространенное заблуждение, будто существует лишь одна форма перевернутого класса.
«Их много, и не только в зависимости от преподаваемого предмета, но и внутри каждого предмета подходы могут быть разными», – говорит она.
Перевод Александры Ратай