Без рубрики // Аналитика

Человек – это не коллекция нужных компетенций

В стенах РАНХиГС выступил с докладом известный российский психолог, академик Российской академии образования, советник ректора РАНХиГС Александр Асмолов. Он рассказал о перезагрузке образования на конференции «Тенденции развития образования – 2018».
  • 28 февраля 2018

Человек – это не коллекция нужных компетенций
Фото: zdravrussia.ru

«Мир изменился, и главный вызов, который стоит перед человечеством, – это эволюционные вызовы XXI века. Это создает совершенно другую систему координат, поэтому нужны иные решения», – начал выступление эксперт. Мы всегда будем жить в эпоху перемен, и мир трансформируется под нас через то, как мы меняем мир. Ключевой вопрос – это вопрос ценностей, ради чего, а не куда мы движемся. Важно осознавать ценностно-эволюционные вызовы нашего времени.

В ходе выступления Александр Асмолов раскрыл тему «Перезагрузка образования в эпоху перемен: эволюция обманутых надежд (1990–2018)». По его мнению, тем, кто занимается образованием, нужно думать о будущем профессии. Существуют разные подходы.

Так, последователи «рационального взгляда» верят в образование как в программирование, они верят во всесилие технологий. Мы ведь всегда говорим о том, что личность должна адаптироваться, напомнил эксперт и предостерег: «Однако, когда делаем технологии, то через какое-то время технологии начинают делать нас. Мы начинаем сравнивать не интеллект, а индексы Хирша и уже оказываемся во власти технологий».

«Важно всегда брать во внимание, как, ради чего, чему, как и кого мы учим, и за счет каких ресурсов», – заключил Александр Асмолов.

При этом необходимо помнить о рисках детства и социализации, среди которых неопределенность, разнообразие, возможности и мотивация. Меняется мир (он стал персоноцентристским), а за ним и образование. «Меняется мотивационная модель, так, «эпидемией» XXI века стала лидеромания, когда все сводится к лидерству, и уже не так важно, стал ли ты нормальным человеком. Теперь социализация рассматривается как набор полезных компетенций, когда все сводится к коллекции компетенций у человека. Но разве это все, что нужно для человека?» – обратился эксперт к аудитории.

«Востребована личность, которая находится в постоянном движении, и ключевая компетенция на сегодня – это компетенция обновления. Школа будущего должна прежде всего давать правильную мотивацию. Еще немецкий социолог Эрих Фромм говорил о “мужестве быть личностью”. Главная задача образования – формирование ценностно-смысловой картины мира. Лидер будущего умеет конструировать возможности, а учитель – это “значимый другой”. Происходит эволюция надежд и нас с вами», – завершил Александр Асмолов.

Затем выступил эксперт Всемирного банка в области реформирования и оценки качества образования, профессор Педагогического колледжа (Великобритания) Дэвид Хокер. Тема его доклада: «Уроки 25 лет образовательных реформ в Великобритании». Он уточнил, что система оценивания качества образования в его стране является самой передовой.

«Мы часто берем за основу учебный план – выстраиваем его и обращаемся к этому документу, чтобы усовершенствовать общество – однако такой подход не решает многих вопросов», – подчеркнул г-н Хокер. Необходимо иметь четкую концептуальную рамку возможных изменений, и пока очень малому количеству стран это удалось сделать, обобщил спикер.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube