Самым дискуссионным вопросом повестки стал пункт «О дополнительной экспертизе школьных учебников и предложениях по совершенствованию процедуры экспертизы», сообщает пресс-служба РАО. В связи с возникшей общественной дискуссией, в РАО в начале декабря была организована комиссия, которая изучила вопрос, как Академия организовала и провела эту процедуру.
В своем выступлении председатель комиссии, и.о. вице-президента РАО Владимир Лаптев назвал предварительные замечания, возникшие у ее членов. Он подчеркнул, что дополнительная экспертиза учебников была поручена РАО решением Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ. В РАО была проведена экспертиза 1118 учебников, 788 из них получили положительные заключения, 330 – отрицательные.
Комиссия пришла к выводу, что основная причина возникших споров – в несовершенстве самой процедуры экспертизы.
К примеру, согласно нормативам, если в заключении эксперта хотя бы один из обязательных пунктов, по которым оценивается учебник, имеет негативный ответ, учебник получает отрицательное заключение. Даже в том случае, если указанный недостаток легко устраним.
В РАО сообщили, что комиссия получила большое количество предложений по модернизации процедуры экспертизы, работа по их анализу еще идет.
Напомним, что в 2004 году Федеральный перечень учебников включал в себя порядка трех тысяч наименований, в 2014 году его урезали практически вдвое, до 1505, а затем до 1370. И вот теперь в нем осталось всего 863 позиции. Эта тенденция вызывает тревогу у многих известных педагогов страны и издателей педагогической литературы.