Дети часто прощупывают границы окружающих их людей и нередко залезают в чужие со сверстниками. Тогда начинается конфликт, переходящий в применение силы. Бывает, что доходит до драки, выяснения отношений на кулаках. При этом в школах чаще всего драку прекращают, разводя в стороны и пристыжая. То есть не решают проблему. А драка при этом перебирается за школьный двор, в толпу жаждущих зрелищ.
Я, например, ничего плохого в драке не вижу. Я считаю ее отличным инструментом для урока детям. И вот что я делаю.
Когда происходит конфликт с применением силы, я спокойно констатирую факт, что было применение силы. Говорю, что нормально выяснять таким образом отношения. Но у меня есть правила для этого.
Перед тем как подраться, мне оба участника должны ответить на три простых вопроса:
1.За что бьетесь?
2.Какие правила драки (полный контакт или по голове не бить и пр.)?
3.Как понять, что драка закончилась (например, до первой крови или стоп-слово)?
И как только ребята ответят на эти вопросы, можно приступать к драке. Только сперва увести с чужих глаз (чтобы драка была желанием самих ребят, а не давлением толпы).
Могу сказать, что в 95% случаев до драки не доходит. Ребята понимают, что ими движут эмоции, а не желание применить силу. Учатся ею владеть. И формировать свои мысли\желания\цели.
Я искренне радуюсь, когда хотя бы один может четко сформулировать, за что бьется. Как правило, оказывается, что он отстаивает свои границы.
Таким образом, я разрешаю детям драться. И интерес к этому сильно ослабевает как у дерущихся (так как это не запрещено), так и у окружающих.
И уж после таких вопросов точно не забивают стрелки на драку после школы.
Благодарим за помощь в создании материала Нину Добрынченко-Матусевич