Качество образования // Тема дня

Кому мешает домашнее задание?

Мнение социолога образования и читателя «Вестей образования» Ольги Дымарской.
  • 9 ноября 2018

Кому мешает домашнее задание?

В спецвыпуске «Вестей образования» – «Новой родительской газете» развернулась полемика на тему нужности домашних заданий.

Эта тема задела за живое почти всех, кто с ней связан. И я не исключение – дала свой родительский комментарий по вопросам, предложенным редактором Ниной Добрынченко-Матусевич.

Во вступительном слове Нина подчеркнула: здесь частные комментарии и опыт родителей, палитра их мнений. Но мне не хватает следующего шага. Важно понять:

  • к кому применим этот опыт,
  • как он помогает прояснить ситуацию,
  • чем может помочь.

Предлагаю один из возможных вариантов дальнейшего обсуждения этой темы.

Цели и приоритеты школ

В середине 2000-х в Институте социологии РАН команда под руководством Давида Константиновского провела исследование на тему доступности качественного школьного образования. И уже на этапе концептуализации выяснилось, что мы имеем дело с проблемой понимания.

1. Критерий качества

«Качественное образование» далеко не всегда означает «образование хорошего уровня качества».

В результате были выделены несколько основных типов качества школ, обладающих определенным сочетаниями признаков. Для выделения этих типов использовались три группообразующих параметра – характеристики:

  • «входа» (поступление),
  • «процесса» обучения,
  • «выхода» (результаты обучения).

2. Домашнее задание

а) обязательно

В ситуации, когда образование нацелено на «результат» как на показатель шансов на восходящую мобильность, количество общих часов, потраченных на обучение, играет важную роль. И в этом случае без домашней работы трудно обойтись.

Как здесь ни вспомнить правило 10 тыс. часов Малкольма Гладуэлла? Для выявления природы гениальности он проанализировал выдающиеся истории успеха Моцарта, Бобби Фишера, «Битлз» и Билла Гейтса. В своей книге «Гении и аутсайдеры» (2008) Гладуэлл показал, что выдающихся людей роднит временной вклад в выбранную деятельность.

Важность домашних заданий подтверждают результаты метаанализа, реализованного в 2006 году психологом Харрисом Купером.

Купер выявил положительную корреляцию между домашними заданиями и достижениями учащихся в более старшем возрасте.
б) необязательно

Но если речь о приоритете «процесса» (индивидуальном подходе, экспериментальных методах обучения, исключении неудобств участников процесса и т.д.), то здесь домашнее задание уже не выглядит столь значимым, и может рассматриваться как необязательный компонент.

Получается, что прежде чем ответить на вопрос, нужны или не нужны домашние задания, стоит определиться с целями и приоритетами.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube