Воспитание // Тема дня

​Дети повсеместно ругаются матом! В чем причина и что с этим делать?

«Вести образования» спросили директоров московских школ о том, как школа должна (и должна ли) реагировать на это явление. Публикуем первые комментарии.
  • 29 ноября 2018
  • 1000

​Дети повсеместно ругаются матом! В чем причина и что с этим делать?

Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»

«Если мы действительно не хотим, чтобы наши дети ругались матом, стоит и самим оставить эту привычку, по-другому не получится!»

Для детей мат – демонстрация своей причастности к миру взрослых, даже, точнее, своей непричастности к миру детей. Каждый подросток считает себя вполне зрелым и самостоятельным человеком и ужасно переживает, что окружающие этот очевидный факт игнорируют и продолжают считать его ребенком.

Матерная брань чаще всего – своеобразный протест, мол, я взрослый уже и бросаю вызов этой вашей морали с двойными стандартами, потому что вы, взрослые, сами материтесь, а нам запрещаете это делать. А я уже не маленький, а значит и сам право имею пренебрегать всякими вашими запретами.

Конечно, дети не так уж часто ругаются матом в присутствии знакомых взрослых (мало ли что, с нотациями привяжутся или, если это родители, накажут как-нибудь (гаджет, например, отберут). Но при незнакомых взрослых, особенно если подростки находятся в компании сверстников, они себя особенно не сдерживают. Это типичное протестное поведение, и мы прекрасно знаем, что люди зрелые матерятся гораздо реже (если не брать некоторые сообщества, имеющие собственную сложившуюся субкультуру, например, армию или тюрьму). Так что с возрастом это, как правило, у ребят проходит.

А если мы, взрослые, действительно не хотим, чтобы наши дети ругались матом, стоит и самим оставить эту привычку, по-другому не получится!

Павел Северинец, директор школы № 444

«Трудно работать с теми ребятами, в чьих семьях мат – это норма»

Я отношусь к детскому мату плохо, как и ко многим субкультурам. Для ребят, особенно подростков, это определенный вызов нормам морали, протест. Они прекрасно понимают, что это не принято, не нормально, табуировано, но тем не менее публично используют. Для ребят помладше – 5–6-й класс – это элемент взрослости.

Как к этому относиться учителям и директорам? Работать с этим. Сейчас, конечно, сложнее, чем раньше. Мат не так табуирован (СМИ, песни, поп-культура, стендап), но все же на обочине общественной жизни. И совсем, конечно, трудно работать с ребятами, в чьих семьях мат – это норма.

Что может помочь? Личный пример, определенные наказания.

Дмитрий Модель, директор школы № 2101

«Как учитель, я стараюсь не действовать директивно с помощью запретов, а пытаюсь создать среду, где это непринято и не модно».

Отвечая на вопрос: «Почему дети ругаются матом?», надо разобраться в целом, какие ситуации провоцируют нас на употребление ненормативной лексики.

Во-первых, это может быть в виде какой-то условной «нормы» социальной группы или желание приобщить себя к ней. Во-вторых, в качестве емкого негативного выражения эмоций в стрессовой ситуации, ну или просто скудность речи и низкое культурное развитие. Собственно, примерно такие же причины возникают и у наших ребят, когда они прибегают к подобной речи.

Вообще, как ни странно, ребенок начинает употреблять некоторую нецензурную лексику еще в раннем возрасте, услышав ее от старших или где-то в общественном месте. Конечно, он еще не понимает значения слова, но начинает его транслировать, оценивая реакцию родителей. И если такая реакция очень бурная, то ребенок понимает, что подобное слово имеет сильное эмоциональное влияние.

В 1013 лет чаще всего ребята используют нецензурную лексику для того, чтобы завоевать авторитет в определенной группе. Если в этом возрасте у них это закрепляется (а многие подростки используют подобные выражения как слова-паразиты), то потом они с трудом могут избавиться от них.

Но бывает, что таким образом ребенок высказывает какой-то свой протест.

В этих ситуациях, наверно, нет однозначного рецепта, но в первую очередь нужно разобраться, в чем причина этого поведения, возможно, ребенку необходимо внимание взрослых.

Слыша подобную речь в школе или на улице, учитель не должен оставаться равнодушным, не должен закрывать глаза и проходить мимо. К сожалению, бывает, что такое внимание сводится к прилюдному осуждению ученика и до разбора первопричин его протеста дело доходит не всегда, но при своевременной и совместной работе педагогов и родителей справиться с подобными проявлениями можно.

Я сам, как учитель, стараюсь не действовать директивно с помощью запретов, а пытаюсь создать среду, где это не принято, не «модно».

Тогда ребята начинают сами контролировать поведение своих сверстников, делая им замечания о неприемлемости такой речи.

Конечно, бывают крайние случаи, когда это не только нецензурная брань, но и мелкое хулиганство, неуважительное и оскорбительное поведение по отношению к окружающим, тогда школа может прибегнуть к системе профилактического учета. В таких случаях привлекаются в том числе и специалисты, которые помогают семье, учителю и ребенку справиться с ситуацией.



Новости





























































Поделиться