Городское образование // Комментарий эксперта

Это была необычная школа

Ученики могли выбирать занятия и составлять индивидуальное расписание, и в такой день школа превращалась в набор студий под интересы детей. Те, кто не выбрал занятий, мог свободно находиться в вестибюле школы и заниматься своими делами. И взрослые уважали выбор детей.

Это была необычная школа
Фото: rcro.tomsk.ru

Я познакомилась со школой Александра Наумовича Тубельского и с ним самим в 1989 году, когда работала учителем в Томской школе. Меня и еще нескольких моих коллег привезла в школу к Тубельскому Татьяна Ковалeва, моя коллега по томской школе и ученица А.Н. Тубельского.

Это была необычная школа, в ней царила атмосфера творчества педагогов, активности и свободы детей.

Ученики могли выбирать занятия и составлять индивидуальное расписание, и в такой день школа превращалась в набор студий под интересы детей. Те, кто не выбрал занятий, мог свободно находиться в вестибюле школы и заниматься своими делами. И взрослые уважали выбор детей.

Ребята могли попробовать свои силы в проектах, например, кроме школьной столовой дети и взрослые при поддержке директора создали школьное кафе, в котором можно было и работать, и отдыхать ученикам.

Главной традицией в школе был Лицейский день 19 октября: праздник Пушкинской поэзии, лицейской дружбы, культуры XIX века. Это было образовательное событие для всех участников и зрителей: Александр Наумович играл на сцене вместе с учениками и педагогами.

Незабываем его образ Малиновского, первого директора Царскосельского лицея, и его слова о чести и достоинстве лицеистов звучали как педагогический кодекс чести педагогов.

И всe это существовало до индивидуальных программ и компетентностного подхода. Александр Наумович со своим коллективом педагогов-единомышленников искал такие способы организации школьной жизни, которая помогала ребeнку самоопределиться, найти личный смысл образования. Он был артистичным и методологичным, учил других педагогов (сотни побывали в его школе) и постоянно образовывался сам (был участником инновационного профессионального сообщества, участником научных конференций). Практика его школы, описание деятельности в книгах и он сам готовили обновление нашего российского образования. И мы, его коллеги и соратники, несeм его веру в ребeнка и в школу как свободный образовательный институт.


Youtube

Другие статьи автора

Я училась у нее открытости ко всему новому

Татьяна всегда оказывалась в нужное время в нужном месте; так, с конца 80-х она стала активно работать в Свободном университете «Эврика», который организовал Александр Адамский. Это было первое профессиональное сообщество, в которое ввела Таня меня, моих коллег-педагогов. Через три года мы стали методистами Развивающего обучения, освоили позицию исследователей и проектировщиков в образовании.

Новости





























































Поделиться

Youtube