Здоровье // Новость

В российских школах эпидемия безграмотности

Почему в России растет число детей, не способных освоить учебную программу.
  • 11 января 2018

В российских школах эпидемия безграмотности
Фото: ugranow.ru

В последнее время учителя все чаще жалуются на современных школьников – пишут как курица лапой, ошибки делают такие, что кровь из глаз, и не способны запомнить даже строчки из учебника.

Это же подтверждается учеными. Международное исследование Programme for International Student Assessment в 2015 году показало, что почти четверть 15-летних подростков в России не умеют как следует читать, или плохо считают, или имеют довольно размытые представления об окружающем мире.

Что это может быть? Ведь система школьного образования явно прогрессирует (хотя и медленнее, чем хотелось бы). Доказательство тому – очень высокие результаты наших школьников на международных олимпиадах. Выходит, в то время как российские четвероклассники показывают самый высокий результат по чтению, их более старшие “коллеги” двух слов связать не могут: ни устно, ни письменно. Что за эпидемия безграмотности?

1% особых детей

Более правильно будет сказать “эпидемия отклонений”. Врачи по всему миру констатируют: с каждым поколением рождается все больше детей с отклонениями в развитии и расстройствами аутистического спектра (РАС). Если в 2013 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 здоровых детей рождался 1 ребенок с подобными нарушениями, то в 2014 году Центр контроля заболеваемости США (CDC) сообщил о соотношении 1 к 68-ми.

– Мы по статистике видим, что действительно с каждым годом становится больше людей с различными нарушениями в развитии, – рассказывает Артур Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС.

– Сейчас принято считать, что в среднем, таких детей около 1% от общего числа.

От невоспитанности до диагноза

Речь идет только о тех случаях, когда ребенок получил официальный диагноз. Но часто малышей с легкой формой аутизма вообще не приводят к специалисту. Родители говорят себе «вырастет, придет в норму», а время уходит. И чаще всего к экспертам обращаются, когда ребенку уже пора идти в школу, а отклонения уже сильно бросаются в глаза.

В обществе есть стереотип: аутист – значит, замкнутый, неразвитый, не способный ни на что… Обидная характеристика. А между тем, есть множество детей с высокофункциональным аутизмом – когда с интеллектом у человека все в порядке, но вот общаться ему трудно, он не понимает правил поведения в обществе.

Например, ребенок с РАС может раскапризничаться в автобусе, потому что для него это стресс – сама поездка в новое место, много незнакомых людей. У него психика не выдерживает такого напора впечатлений, а окружающие думают, что он просто не умеет себя вести, – говорит Артур Хаустов.

В итоге родители уверены, что ребенок – невежа и интроверт. А у него, оказывается, серьезное отклонение.

Дисграфия и дислексия – тоже яркие признаки РАС.

Дисграфия и дислексия

Ребенок может плохо читать и писать с ошибками вовсе не из-за того, что проводит мало времени за учебниками. Таких отклонений, как дисграфия (трудности с письмом) или дислексия (проблемы с чтением), до недавних пор формально, в медицинской литературе, вообще не существовало. А ведь эти нарушения довольно часто встречаются даже при легких формах аутизма.

Поэтому “двойки” в тетрадках за такие ошибки – это несправедливо по отношению к детям, которые стараются, но просто физически не могут писать грамотно. Если ребенок упорно пишет «карова» и делает четыре ошибки в слове «ещё» – не спешите ругать его за лень и громить школу, учителей и современную систему образования. Скорее всего, у такой безграмотности есть медицинские причины.

С другой стороны, дислексия и дисграфия – не повод вообще махнуть рукой на грамматику и орфографию.

Просто придется смириться с тем, что на запоминание правил у ребенка уйдет куда больше времени, и положиться на компьютерную автопроверку грамотности.

Почему их все больше?

– Сейчас улучшается сама диагностика и растет квалификация специалистов, – говорит Артур Хаустов. – Отчасти, число детей с отклонениями растет именно поэтому – мы научились лучше их выявлять. С другой стороны, сами рамки РАС увеличиваются, и все больше синдромов попадают в этот спектр расстройств.

К подобным расстройствам есть и генетическая предрасположенность. Например, исследования показывают, что если один ребенок в семье уже родился с РАС, то высока вероятность, что и второй ребенок тоже будет с отклонениями.

– У родителей могут быть определенные мутации генов, которые увеличивают риск рождения детей с РАС, – говорит Светлана Тюшкевич, научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра. – Например, это синдром ломкой X-хромосомы, при котором почти 30% детей рождаются с аутизмом.

Такая мутация гена встречается у 1 из 250 женщин.

То есть, в обычной московской школе будет хотя бы 3 девочки, дети которых потом будут предрасположены к аутизму.

Без гаджетов не обошлось

На рост числа детей с отклонениями влияют и внешние факторы среды. В числе основных эксперты называют экологию, стрессы и, как это ни странно, растущее качество медицины.

– Сейчас люди могут позднее заводить детей, – объясняет Светлана Тюшкевич. – Кроме того, стала ниже младенческая смертность – то есть те малыши, которые появились на свет слишком рано или не слишком здоровыми, раньше бы погибли.

Есть гипотеза о том, что смартфоны и интернет оказывают такое губительное влияние на растущий детский организм. Правда, с оговорками.

– Да, действительно, есть теория, что с ростом информационных потоков увеличивается число детей с отклонениями, – говорит Артур Хаустов. – Но когда эта теория появилась, ни смартфонов, ни интернета еще не было. Другое дело, что сейчас действительно очень насыщенная информационная среда, такой инфопоток – это колоссальный стресс. И еще не исследовано, как он повлиял на мозг и организм современных молодых матерей.

Что делать

Предрасположенность к РАС выявляется с помощью исследования ДНК родителей. Но обычно так тщательно к материнству и отцовству в России мало кто готовится.

Очень важно не упустить момент, когда нужно обратиться к специалисту. Обращайте внимание на все изменения в поведении ребенка, сравнивайте ход его развития с уровнем развития сверстников. Если заметили что-то, не отмахивайтесь от проблемы, мол, перерастет. Чем раньше обратиться к врачам, тем лучше будет результат. Кстати, ребенок с предрасположенностью к РАС может вести себя абсолютно нормально – до первого сильного стресса.

Если РАС уже диагностировали, не надо паниковать.

– Некоторые дети, при грамотном сопровождении, вполне могут учиться и в обычных классах, – говорит Артур Хаустов. – Другим больше подойдут занятия в специализированных школах или классах. ЕГЭ им, скорее всего, будет не по силам, зато они смогут получить какую-то профессию в колледже, устроиться на работу, которая требует рутинных действий.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Российские четвероклассники заняли первое место в международном мониторинге грамотности чтения Progress in International Reading Literacy Study. Средний результат наших учеников – 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования в 2011 году. Позади нас остались такие страны-лидеры в образовании, как Сингапур, Финляндия и Китай (Гонконг), чьи результаты за эти пять лет выросли не так сильно (подробности).

Ксения Конюхова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube