Без рубрики // Аналитика

Обучение в соревновании?

«А ты участвовал в дистанционных конкурсах?» На этот вопрос практически каждый школьник сегодня даст положительный ответ, приведет в пример их название и покажет грамоты, фиксирующие его достижения.

Дистанционный конкурс… Еще недавно это было новое, неизведанное, но очень перспективное направление, выросшее сегодня в полноценное и масштабное дистанционное конкурсное движение школьников (ДКДш).

В конце 90-х годов в школах России появилась возможность выхода в Интернет и родилась идея использования его возможностей для проведения телекоммуникационных проектов и конкурсов. Так получилось, что я оказалась в нужное время в нужном месте и стала одним из тех, кто хоть и не был причастен к рождению идеи проводить конкурсы для школьников дистанционно, но активно влиял на их развитие.

Как это было?

В своем развитии ДКДш прошло несколько этапов, каждый из которых, будучи самостоятельным, тем не менее оказывался ступенью для развития и появления следующего.

1998–2008 годы.
Этап 1. Переход от очного к дистанционному конкурсу

Информацию о дистанционных мероприятиях в этот период можно было оперативно найти только на сайте «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН. Под руководством Елены Николаевны Ястребцевой этот сайт (существующий и сейчас) был практически единственным «агрегатором» интернет-инициатив для школьников в этот период.

Основоположником и лидером дистанционного конкурсного движения школьников в то время стала предметная область «информатика» (178 мероприятий). Кроме нее в первую пятерку предметных областей дистанционных мероприятий вошли литература (125 мероприятий), история (81), английский язык (78), русский язык (58). Всего же в этот период были проведены мероприятия по 48 предметным областям.

В организацию этих мероприятий на первом этапе включились 70 регионов России, причем наибольшее количество событий было проведено педагогами Омска и Москвы (152 и 134 соответственно). Большой вклад внесли и другие регионы-пионеры: Омск, Москва, Ярославль, Воронеж, Петрозаводск, Пермь. В этот период даже появилась новая профессия – координатор дистанционного мероприятия, который был идейным его вдохновителем, организатором. Самыми активными среди таких координаторов/организаторов были: Базыгина Т.Г., Былинкина В.Г., Дейнега И.И., Дерябин А.Е., Галаган С.И., Завьялова Л.М., Золотарева О.И., Калеников А.В., Лепеха Л.В., Маркер Н.Ю., Матвеева Л.К., Могилев А.В., Нацкевич Ю.А., Нефедова Л.В., Попова С.Л., Прилепина Е.В., Соловьева В.В., Скородумов В.Е., Тевс Д.П., Хуторской А.В., Шнайдер С.С., Яковлева Е.А.

Эти 22 человека провели 250 дистанционных мероприятий, поэтому их по праву можно назвать основоположниками нового направления – дистанционного конкурсного движения школьников.

2009–2012 годы.
Этап 2. Переход от дистанционного к массовому дистанционному конкурсу

На этом этапе количество участников дистанционного мероприятия стало составлять более 100 человек. Появились организации, проводящие конкурсы регулярно – для этих целей они создали собственные сайты, а на сайтах региональных отделов образования появился специальный раздел – «Дистанционные конкурсы».

Кроме того, если на первом этапе дистанционного конкурсного движения школьников большая часть мероприятий была сосредоточена на одном сайте – «Школьный сектор» Ассоциации РЕЛАРН, то после 2008 года необходимость в нем отпала. Стали появляться сайты организаций, организующие дистанционные мероприятия на регулярной основе:

  • Академия информатизации образования, Центр Интернет Воронежского государственного педагогического университета (www.vspu.ac.ru/de).
  • Вид дистанционного мероприятия: телекоммуникационная викторина (ТВ – соревновательная групповая вопросно-ответная игра). Участие платное.
  • Образовательные интернет-проекты и олимпиады ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании (http://www.edu.yar.ru/index/about.html).
  • Вид дистанционного мероприятия: интернет-проекты: олимпиады, турниры, викторины. Участие бесплатное.
  • Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru).
  • Вид дистанционного мероприятия: дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции. Участие платное.
  • Центр дополнительного образования «Снейл» (http://nic-snail.ru).
  • Вид дистанционного мероприятия: дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины, турниры, предметные недели для детей. Участие платное.
  • Организации одного дистанционного мероприятия.

Международная дистанционная математическая олимпиада школьников «Третье тысячелетие» (http://www.vphedotov.narod.ru). Проводится в конце января каждого года, начиная с 2001-го. Традиционно стартует в последнюю неделю января.

Дистанционная обучающая олимпиада «Оригами и геометрия» (http://www.dod.eduworks.ru/doom-origami/).

Дистанционная обучающая олимпиада по географии (ДООГ) (http://geo.metodist.ru/).

Дистанционная обучающая олимпиада по биологии (ДООБ) (http://www.kalenikov.ru/doog/).

Дистанционная обучающая олимпиада по информатике (ДООИ) (http://icccamp.ru/internet-proekti.html).

Дистанционная обучающая олимпиада по математике (ДООМ) (http://wiki.tgl.net.ru/index.php).

Этап 3. Переход от массового дистанционного к массовому дистанционному обучающему конкурсу (с 2013 года)

Современным трендом и одним из качественно новых явлений в образовании, продиктованным особенностями информационного общества, стало широкое распространение массовых открытых онлайн-курсов (МООК в российской транскрипции, MOOC в англоязычной). Специалисты в области образования назвали МООК среди 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 года. В России активная реализация МООК началась в конце 2013 года, особенный прорыв произошел в 2014–2015 учебном году. Появление и увеличение количества русскоязычных курсов, курсы от ведущих вузов России, открытие национальной платформы образования определяют образование будущего в России, в котором одним из приоритетных направлений становится самообразование. Тренд МООС-курсов и образовательная парадигма «учение через всю жизнь» предполагают изменения во всех сферах образования, в том числе и в ДКДш. Дистанционные мероприятия для школьников перестают быть только соревновательным мероприятием – в них усиливается обучающая функция.

Происходит рождение нового вида дистанционного мероприятия – массовый дистанционный обучающий конкурс (МДОК) открыл новые возможности для образования и самообразования школьников.

Что будет дальше?

Дистанционное конкурсное движение школьников может, оставаясь соревнованием, стать частью смешанного обучения и активно влиять на образовательный процесс, меняя его и предлагая новую форму обучения – обучение через участие в дистанционном обучающем конкурсе.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube