Качество образования // Новость

Эксперты обсуждают перспективы граждоноведческого образования в России

В Мособлдуме проходит конференция, посвященная результатам масштабного аналитического исследования
  • 14 сентября 2017

Эксперты обсуждают перспективы граждоноведческого образования в России
Фото: Вадим Мелешко

В Москве проходит итоговая научно-практическая конференция по результатам аналитического исследования системы граждановедческого образования в РФ "Граждановедеческое образование в России: вызовы и перспективы". В числе экспертов зампред Комитета Госдумы по образованию и науки Любовь Духанина, главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец, директор Федерального института оценки качества образования Сергей Пономаренко и т.д.

Выступая в ходе конференции, главный редактор "Учительской газеты", национальный координатор ICCS-2016 Петр Положевец отметил, что термин "гражданское образование" активно использовался два десятилетия назад. Теперь его замещает понятие граждановедения.

– Все больше внимания это понятие акцентирует не на освоении теории, а на вовлеченности школьника в жизнь гражданского общества, на создание возможностей для принятия социально значимых решений. Сегодня мы пришли к взаимопониманию о том, что необходимо добиться соотнесение школьных программ с реальностью. Особенно если это касается граждановедческих дисциплин, – добавил Петр Григорьевич. Он сообщил, что в конференции принимают участие 50 регионов - команда, проводившая ICCS (Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования) на протяжение многих лет: исследователи и ученые, преподаватели истории и обществознания.

Сергей Пономаренко, директор Федерального института оценки качества образования, рассказал о результатах сравнительных исследований как индикаторе изменений, реализуемых в системе образования. Он пояснил, что цикличность ICCS составляет 5,5 лет, а с анализом и интерпретацией – 8-9 лет. Так, в прошлый раз исследование проводилось в 2009 году. "Россия вовлечена во множество проектов по исследованию качества образования. В том числе и пять международных. Но международные сравнительные исследования - это еще не все. Они не показывают все многообразие особенностей национального образования страны", – отметил выступающий.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науки, профессор, доктор педагогических наук Любовь Духанина представила выступление "Как воспитать ответственного гражданина, реализуя федеральные государственные образовательные стандарты". Она, в частности, отметила: "Анализ современных рамок компетенций и стандартов по всему миру показывает, что такие качества, как личная ответственность и добросовестность, входят в число тех, что обозначены как ключевые, которые должна воспитывать школа". При этом ответственность не должна рассматриваться в логике долженствования. "Надо воспитывать у ребенка умение брать на себя ответственность. Для этого нужно сделать так, чтобы в школе у ребенка была возможность принимать решения и отвечать за из последствия. Однако если мы подменяем воспитание этих качеств назиданием, даем готовые ответы – как чувствовать себя в той или иной ситуации, когда извиняться и т.д., мы остаемся посторонними в формировании чувства ответственности. Ответственности по учебнику не научишь", – констатировала депутат.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube