Министру образования и науки Российской Федерации
Васильевой О.Ю.
Многоуважаемая Ольга Юрьевна!
Мои дети, Виталий и Вероника в будущем году идут в первый класс. Они - не первые первоклашки в нашей семье. Их старшая сестра заканчивает одиннадцатый класс в 2018, а средняя – уже добралась до шестого.
Виталий и Вероника пойдут в прекрасную, пусть и небольшую провинциальную школу, в которой работают чудесные педагоги, и в которой детям – уютно. Благодаря усилиям директора и коллектива, в ней есть все необходимое для того, чтобы детям было учиться весело, легко и интересно.
Но есть проблема, которая меня, как маму, уже не первый раз “идущую” в первый класс, чрезвычайно напрягает.
Школьные тетради.
Дело в том, что и я, и другие родители, прекрасно понимаем – те простые тетрадки в клеточку, в косую или широкую линейку, канули в Лету. Изменились стандарты образования, изменилась и форма подачи материала, даже первоклашкам.
Если в наше время единственным реально необходимым дополнением к учебникам были “Прописи” и “Дневник наблюдений за природой”, а все остальные предметы свободно и вольготно чувствовали себя в простых тетрадках, то сейчас таким минимумом не обойтись.
Вы, наверное, и сама прекрасно знаете о том, что современные учебники по умолчанию подразумевают совместное их использование со специально разработанными под программу рабочими тетрадями.
Это разумно и удобно: в рабочей тетради по предмету есть и примеры оформлении и выполнения заданий, и сами задания, и множество дополнительных материалов. Плюсом ко всему, рабочие тетради для младших классов ярко оформлены, что облегчает процесс выполнения заданий; они для ребенка привлекательнее, чем пустые и строгие клетки.
Единственный минус – покупка этих тетрадей пробивает в бюджете многих родителей дыру, поэтому использование их чаще всего остается на усмотрение родителей.
Приведу пример: когда в первый класс пошла Валерия (старшая) в классе было принято решение рабочие тетрадки покупать.
Когда в школу пошла Виктория (средняя), тетради покупались выборочно. Из-за этого на уроках возникали проблемы. Одинаковое задание выполнялось детьми с разной скоростью – и не потому, что кто-то был глупее, а потому, что вынужден был выполнять его в простой тетради, в которой нет никаких методических заготовок.
В ее классе проблему эту решили, обеспечив тетрадями всех учеников.
Общаясь с другими родителями, я в курсе того, что во многих школах наоборот, решают от рабочих тетрадей полностью отказаться, чтобы снизить финансовую нагрузку на родителей, которая, особенно в первый год обучения, и так высока.
В результате создается ситуация, весьма далекая от социального равенства. В одних школах, назовём их – привилегированными, где учатся, в основном, дети среднего класса, школьники не тратят время на расчерчивание полей и оформление, а в других - периферийных - наоборот.
Полагаю, это не просто разнобой, а некоторое нарушение условий равного старта для всех. Да, я готова расстаться с некоторой суммой, чтобы моему ребенку было комфортнее учиться. Но, к сожалению, не все родители находятся в равном финансовом положении.
Из-за этого во всех известных мне школах постоянно случаются какие-то неприятные эпизоды, на тетрадях завязанные: родители ссорятся, составляются какие-то петиции, возникают группировки, и в результате у всех тратятся драгоценные нервные клетки.
Многие учителя считают, что рабочие тетради нового образца должны быть доступны для всех групп школьников.
Сейчас, на основании российского закона, школа сама решает – закупить рабочие тетради или отремонтировать крышу. Поэтому я от лица родителей предлагаю: сделать тетради нового образца бесплатными, чтобы их, как и учебники, выдавали в школах всем ученикам начальных классов. Пожалуй, наша страна может себе это позволить, это ведь не такие большие затраты!
Мы просим Вашей поддержки и помощи в этом вопросе!
Елена Соколова Ярославль, Россия