Минздрав подтвердил, что не все дети-инвалиды могут рассчитывать на лечение в санаториях даже при отсутствии у них противопоказаний. Московская ассоциация родителей детей-инвалидов направила ряд обращений на имя главы ведомства Вероники Скворцовой с просьбой пояснить, почему юные пациенты с ограниченными возможностями получают отказы в санаторно-курортном лечении. В ответе Минздрав четко прописал, что направление не положено, если диагноз не входит в перечень, утвержденный в 2016 году. По данным ассоциации, без санаториев осталось около половины детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми формами ДЦП и ментальными нарушениями, а также слабовидящие.
О том, что не все дети-инвалиды могут рассчитывать на санаторно-курортное лечение, сказано в письме Минздрава. Оно подписано замдиректора департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Олегом Филипповым.
«При отсутствии у ребенка, в том числе ребенка-инвалида, диагноза, включенного в перечень показаний к санаторно-курортному лечению в соответствии с приказом Минздрава России № 281н, ребенок не подлежит направлению на санаторно-курортное лечение», — сказано в письме. Также в нем отмечено, что диагноза может не быть в перечне, если природные факторы не могут повлиять на течение заболевания.
Письмо Минздрава стало ответом на обращения Московской ассоциации родителей детей-инвалидов. Упомянутый в документе приказ вступил в силу в середине прошлого года. Он утверждает перечни показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей.
— До вступления в силу приказа врачи руководствовались отсутствием противопоказаний, — рассказала представитель ассоциации Наталья Кудрявцева.
По ее словам, после вступления документа в силу около половины детей с инвалидностью перестали подпадать под критерии для получения санаторно-курортного лечения. Например, возможности попасть в санаторий, по данным ассоциации, лишились дети с многими формами детского церебрального паралича — в перечень входит только ДЦП без грубых интеллектуальных и двигательных расстройств, не требующий постоянного индивидуального ухода. Не положен санаторий и слабовидящим детям — в списке есть миопия (близорукость) максимум средней степени. Из заболеваний системы кровообращения осталось всего три диагноза, хотя в международной классификации болезней их около ста, а из заболеваний эндокринной системы — примерно половина диагнозов.
По словам Натальи Кудрявцевой, в сложившейся ситуации лечащие врачи либо отказывают детям в санаторно-курортной помощи, так как не могут выдать необходимые справки, либо вынужденно «фальсифицируют» диагнозы, к примеру, вместо основного заболевания ребенка в справку вписывают сопутствующий диагноз.
Руководитель региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова добавила, что в санаторно-курортном лечении отказано самой большой категории детей с инвалидностью — детям с ментальными нарушениями.
— К примеру, у ребенка аутизм. Такого диагноза в перечне нет. И если ему, грубо выражаясь, «повезло» иметь сопутствующее заболевание нервной системы, входящее в перечень, то есть небольшой шанс, что ребенок уедет в санаторий. Но врачи на это идут очень неохотно.
Доктор медицинских наук Марина Герасименко, которая была главным внештатным специалистом Минздрава по санаторно-курортному лечению во время подготовки и утверждения приказа, сообщила, что список патологий, при которых дети могут попасть в санаторий, действительно стал меньше. Это связано в том числе с тем, что на многие болезни курортные процедуры не подействуют. В итоге, по словам Герасименко, за счет бюджета оздоравливались чаще родители, чем дети.
У взрослых тоже возникают проблемы с поездками в санаторий. В прошлом году Минздрав исключил из перечня профессиональных заболеваний 103 диагноза. Среди них — пневмокониоз, острый легочный отек, последствия переломов и травм, тугоухость, аллергический дерматит, поражение межпозвоночных дисков и др. Эти недуги часто напрямую связаны с вредными условиями труда либо с последствиями травм на производстве. До 2016 года работники, у которых их диагностировали, получали направления в санатории. Сейчас эти люди такой возможности лишены.