Трехдневные курсы повышения квалификации на тему «Обучение поколения XXI века: гуманитарные и диалоговые технологии, контрольно-измерительные материалы, цифровые ресурсы» организованы корпорацией «Российский учебник» и объединили на площадке центра «Сириус» в Сочи более 50 авторов учебников, методистов и учителей из 40 регионов РФ.
«Учебники и нормативные документы отстают от сознания современного школьника, поэтому школьные издания необходимо усовершенствовать. Современная культура утрачивает статус литературоцентричности, а приобретает признаки медиацентричности, когда русский язык больше не живет только в литературе и киноискусстве – он живет еще в СМИ и интернете», – сказал на встрече кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования Роман Дощинский.
По мнению экспертов, больше всего новые учебники востребованы в тех образовательных учреждениях, где налажена работа с одаренными детьми, где есть классы с углубленным изучением отдельных предметов. «Когда в классе есть одаренный ребенок, это уже некая проблема для учителя, который ориентирован в учебном процессе больше на средний уровень. У педагога должны быть инструменты для того, чтобы выделить, поддержать талантливого ученика, создать для него индивидуальную траекторию обучения», – считает главный методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Ольга Донскова.
Новый учебник: читать, слушать и смотреть
Автор учебно-методического комплекса (УМК) по литературе для 5-11 классов Борис Ланин предложил свое видение современного подхода к преподаванию словесности. У его учебника есть сайт, на котором автор лично общается с учителями и школьниками. Там же размещаются фильмы о писателях. Пользователям уже доступны видеоматериалы, в частности, о писателях Василии Гроссмане, Василии Шукшине, Фазиле Искандере, Джордже Оруэлле, Михаиле Булгакове; скоро выйдут учебные картины о творчестве Ивана Бунина и Исаака Бабеля.
«Новый тип учебника открывает и новые возможности, дает выбор – читать или слушать, выполнять то или иное задание, решать читательские задачи. Мы советуем на семинарах педагогам в первую очередь вызывать на уроке литературы того, кто хочет сказать, а уже потом всех остальных», – рассказал Ланин.
Как выяснилось на дискуссии, посвященной роли визуальных средств в развитии творческих способностей обучающихся, «физики» тоже могут быть «лириками». О своем опыте работы с учениками областной физико-математической школы рассказала педагог из Тюмени Вера Егорова. Ее ученики не только знают литературу не хуже формул из точных наук, но и пишут сценарии и ставят дидактические спектакли. «Одаренные в физике и математике дети участвуют в профильных олимпиадах по русскому языку и литературе, занимают там призовые места. Это говорит о том, что талантливый ребенок хочет быть всесторонне развитым», – считает учитель.
Как отметили издатели инновационных учебников и сами педагоги, такие встречи позволяют каждой школе в регионах РФ модернизировать учебный процесс, найти подходящие формы, в том числе особые типы учебников, сочетающих базовый и углубленный уровень овладения материалом.
«Для нас важно работать с такими образовательными центрами, как «Сириус» или регулярные школы для учителей и педагогов при МГУ. Диалог помогает делать уроки качественно интересными, что в итоге призвано повысить интерес к образованию у самих учеников», отметила директор методического центра основного и среднего общего образования корпорации «Российский учебник» Елена Сайфетдинова.