Без рубрики // Колонка

О «Плюмбуме» – тридцать лет спустя

На днях пересмотрел подзабытый советский художественный фильм – драму 1986 года «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова.

О «Плюмбуме» – тридцать лет спустя

Талантливая работа режиссера, оператора, актеров акцептуализировала не встречающийся в реальной жизни образ талантливого во всех областях, но с полностью атрофированными морально-психологическими качествами подростка, подрядившегося работать оперативником на общественных началах у дружинников, малосимпатичных и «чисто конкретных» представителей рабочего класса.

Движимый своей социальной задачей «борца со злом» подросток в духе Павлика Морозова допрашивает собственного отца – классического советского интеллигента-рационализатора и одновременно браконьера, загоняет в ловушку и сдает бомжей, к которым сначала втирается в доверие, и, втянув в свою опасную игру одноклассницу, волею сценариста фактически выступает основным виновником трагического финала фильма.

Конечно, эта лента – из разряда «перестроечных», когда во многих фильмах доминирующим был мотив тотального садомазохистского саморазоблачения по поводу реальных, но, как правило, гиперболизированных пороков тогдашнего общества.

Критики фильма не замедлили отметить, что непомерная, огромная власть не должна была концентрироваться в руках незрелого подростка, что, в общем-то, верно как с педагогической, так и с правовой точек зрения.

Однако в фильме присутствует очень важный для сегодняшнего времени момент, оставшийся незамеченным или, во всяком случае, недооцененным. Социально активный подросток, отличник-перфекционист, общественник, участник кружков и секций не может найти легальную, институционально обустроенную возможность для реализации своего стремления борьбы с общественным злом в его понимании. Ведь логика действий главного героя совершенно оправдана: если есть ощущение слабости перед заведомо более наглым правонарушителем, то с ним надо бороться, примкнув к кому-то сильному – к правоохранительным органам или, на крайний случай, к их взрослым помощникам – так называемым дружинникам, которые первоначально вполне обоснованно всячески отгоняют от себя малолетнего энтузиаста.

И в советском обществе, и сейчас существовали и существуют разные отряды «юных милиционеров» и «юных полицейских», но по сюжету фильма герой разрабатывает хитрые и сложные даже для взрослых комбинации с целью последующего предъявления своей полезности мрачным, суровым мужикам. В конце концов он сложным путем добивается включения в коллектив оперативников на общественных началах, где разворачивает бурную деятельность по выявлению преступников, попутно ведя поиск своего личного обидчика, отобравшего у него в свое время магнитофон.

Подросткам свойственно естественное и заслуживающее поощрения стремление приобщиться к взрослой жизни, самореализоваться в «настоящей» деятельности. Для этого и необходима институционализация «точек входа» – то есть формирование и поддержка такой возможности.

Такого рода институционализация на уровне школы включает установление контактов с партнерами, в том числе, например, с подразделениями МВД, заключение с ними договоров, предполагающих возможность своеобразной ознакомительной практики старшеклассников и учет ее результатов при оценке результатов обучения, наличие системы поощрения участвующих в этом деле учителей и других работников школ, другие положения, в зависимости от ситуации.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube