Без рубрики // Колонка

Погубит ли нас Ютуб или, наоборот, чему-нибудь научит?

Давно ли вы умилялись тому, как маленькие дети легко разбираются с самыми сложными техническими новинками? Легко осваивают то, на что у их родителей ушли годы?

Погубит ли нас Ютуб или, наоборот, чему-нибудь научит?

Вот, в моей ленте фейсбука на днях встретилось такое сообщение от Максима Шатурова.

Это поколение нас сдует, как пыль.
Севка. 7 лет. Иногда читает по слогам.
Подходит сейчас ко мне с телефоном в руках: «Папа, помоги. У меня VPN на филиппинский сервер нестабильно работает...»
WTF?!
– Севушка? Что нестабильно?!
– VPN на Филиппины...
Я уже напрягся. Но еще с некоторой усмешкой беру телефон ребенка...
В верхнем треке значок защищенного соединения.
Смотрю приложения.
Подняты OperaVPN и VersusVPN с пробросом на Филиппины. OpеraVPN настроен и запущен...
Подбираю челюсть.
Начинаю интересоваться, что, откуда и почему.
Далее обретаю глаза по 7 копеек.
Итак...
Делай раз.
Ребенок увидел на Ютубе стрим с игры Версус. Захотел поиграть.
Нашел игру. Вполне официально, на ГуглПлей. Но игра не запустилась.
Делай два.
Ребенок лезет на Ютуб с вопросом, как запустить Версус.
Делай три.
На Ютубе говорят, что игра есть под Андроид и iOS. Ребенок лезет дальше и находит, как определить операционную систему телефона.
Делай четыре.
Севка довольно быстро выясняет, что у него Андроид.
Лезет снова на Ютуб с запросом, как запустить Версус под Андроид.
Из ролика узнает, что при запуске с российских IP-адресов могут возникнуть проблемы.
Делай пять.
Ребенок ищет ролик, в котором рассказывается, что такое IP-адрес. Из ролика он узнает, что IP-адрес можно спрятать за прокси-сервером, либо как-то воспользоваться VPN...
Делай шесть.
Ребенок лезет на Ютуб и узнает, что Версус гарантированно работает с филиппинских IP-адресов.
Делай семь.
Не видя разницы между VPN и прокси (ну все же первые эксперименты), ребенок ищет на Гугле информацию о том, как поднять VPN. Находит описание OperaVPN и VersusVPN. Скачивает оба.
Делай восемь.
Ну а дальше у приложений интерфейс с картиночками. Севка сказал: «Тут уже все просто... Только падает канал часто...»
Канал падал потому, что роутер у нас перегрелся – кто-то на него свитер положить догадался. Ну и роутер Wi-Fi скидывал раз в минуту... Ну а на Филиппинах какой-то сервак в роли прокси для Версуса работает. Севка на него и пробросился...
Ну и я перегрелся.
До сих пор подбираю челюсть с пола...
7 лет ребенку...
В Версус поиграть захотел...
А лет в 10 Пентагон хакнуть захочет, да?

Ну, круто ведь, правда? Семь лет ребенку. А он делает проброс «Андроида» через VPN на филиппинский сервер. Хм, многие ли из моих читателей поняли, что я сейчас написал?

Но давайте осадим скакуна своих восторгов и попробуем разобраться, что именно произошло.

Есть мальчик, который хочет поиграть в игру. Мотивация – великое дело. С сильной мотивацией можно горы свернуть. Ему хочется играть – и он ищет как.

И вот тут – YouTube. Мы, воспитанные на книгах и привыкшие учиться по текстам, не очень понимаем значимости видеоинструкций для освоения мира молодым поколением. Нам проще, быстрее, эффективнее прочитать. Потому что текст можно пробежать по диагонали, пролистать до нужной страницы, посмотреть только выводы. А видео – оно же линейно, длинно и скучно!
Но для них – иначе. Для них Гугл – лучший друг, который подсказывает и рассказывает. Устами YouTube, да. Потому что можно не читать. Потому что – наглядно. Потому что – просто. Потому что – понятно.

Потому что любое обучение начинается с подражания. Делай, как я.., и будет тебе счастье.

YouTube врывается в жизнь наших детей в роли отцов и старших братьев. «Окей, Гугл, как сделать ЭТО?» Пожалуйста. Вот тебе пошаговая инструкция. Раз-два-три.

Мне говорят: «Но это же на уровне monkey see monkey do! Дети же тупо повторяют шаги, не думая о последствиях, не задумываясь о смыслах!»

И это правда. Я давно уже сталкиваюсь с прослойкой детей, обладающих «нахватанным знанием» – они, не понимая почему, уже знают как. Это реальная проблема в образовании, потому что ко мне, учителю, приходят дети, абсолютно уверенные в том, что они все знают по теме. В то время как на самом деле они знают лишь набор рецептов из поваренной книги. И это часто сильно мешает мне как учителю. Ибо писать на tabula rasa намного проще, чем работать с реальным ребенком, у которого уже есть что-то в голове. Но главное – не это. Главное – что знания, полученные «методом тыка», представляют собой мозаику. Не складывающуюся в общую картину. Без системы, без понимания сути и связей. Без встраивания крупиц знания в общую картину мира.

Стоп!

А вы уверены, что школа, с ее разбиением знания на предметы, с вырванными из жизни темами по физике, химии и математике – дает эту самую цельную картину? Что ребенок осознает, что допплеровский эффект – это не только свет далекой звезды, о котором рассказывают нам на лекции на астрономии, не глядя в небо, но и звук приближающегося состава поезда? Что шипящие пузырьки в газировке имеют некоторое отношение к множеству тем из физики и химии? Да нет, конечно. Ибо точка росы – это одно, а роса на траве, когда на нее ступаешь босыми ногами – совсем другое.

Не дает школа цельной картины. Но, что еще хуже, школа не дает знаний, которые можно и нужно применять прямо сейчас в жизни. А YouTube – дает.

Monkey see monkey do? Да, именно так. Ну в самом деле, понял ли ребенок в процитированной истории, что такое VPN и зачем он вообще нужен? Да нет, конечно. История-то вообще не про это. Не про то, что в ходе решения задачи ребенок научился поднимать VPN или выучил, где находятся Филиппины. В этом смысле действия его были полным обезьянничанием.

Но что гораздо более важно – ребенок получил способ решения своих задач. Поставленных жизнью. Важных именно для него. Не про VPN этот текст, а про умение найти решение.

И вот этот аспект крайне важен. Заметим, автор текста не столько умиляется набору сложных технологий, которые «освоил» по ходу ребенок (а мы уже поняли, что не освоил ничуть), сколько радуется тому, что мальчик сумел разложить задачу на восемь этапов и по шагам решил ее. Сам. С привлечением источников информации.

Ново ли это? Да нет, конечно. Старо, как мир. Именно в этом возрасте дети учатся решать сложные задачи. Именно разделяя их на этапы.

Так что же мы видим в «сухом остатке»? Технологиям мальчик не выучился. Деление на части сложной задачи – естественное для его возраста поведение. Что остается – слюни умиления, которые распускает любящий отец, видя, как его сын на телефоне легко оперирует вещами, которым он сам учился годы? Смешно.

И все же позволю себе вставить свои пять копеек. О том, на что мы часто не обращаем внимания.

Дело в том, что мы привыкли воспринимать YouTube как книжку с готовыми рецептами, написанными неизвестными авторами. Между тем это совсем не так. Авторы роликов – не олимпийские боги. И рецепты все вовсе не равнозначны. Некоторые – лучше, некоторые – хуже. И, просматривая их, волей-неволей приходится использовать навыки критического мышления. Сравнивать подачу. Находить ошибки. Простое подражание перерастает в серьезную работу с источниками. И от просмотра готовых рецептов зачастую переходит к созданию своих роликов.
Для создания которых уже требуется понимание сути вещей.
Вы скажете, я фантазирую? Monkey see monkey do?

Но посмотрите на детские сообщества мейкеров. Это те люди, что делают что-то своими руками и рассказывают об этом в том же YouTube. Посмотрите, как они обмениваются рецептами самоделок. Часто не очень грамотных. Часто – наивных. Но зато на этом примере мы видим полный цикл – от простого обезьянничания до создания и «продажи» собственного готового продукта.

Вы мне скажете – и это уже было? Не знаю. Может быть. Но мне это кажется очень значимым.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube