Отдельные периоды очевидного роста насилия во взаимоотношениях между учениками и между учениками и учителями приходились на время застоя при заглохших социальных лифтах и вырождении официальной идеологии пионерских и комсомольских организаций в 70–80-е годы прошлого века в СССР, либо на периоды во время и после крупных исторических потрясений – в 20-е годы, в 40-50-е и в 90-е годы прошлого века.
В этом смысле нынешнее время не является чем-то уникальным. В ходе борьбы с такого рода насилием недопустимо как потакание учителям, пишущим на лбах учеников слово «дурак», так и нарушающим нормы поведения в образовательной организации подросткам, ставившим на уши весь класс и группу.
С точки зрения права ученик, в том числе несовершеннолетний – обладатель гарантированных Конституцией России прав, принадлежащих ему с момента рождения. Так, например, Конституция России предусматривает защиту и охрану такого объекта, как «достоинство личности» – согласно части 1 статьи 21 Конституции, ничто не может быть основанием для его умаления.
Кроме того, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 указанной статьи 21 Конституции России). В развитие этого Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части 3 статьи 43 предусматривает, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Данный закон устанавливает запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.
Поэтому недопустимы любые действия педагогов, объективно унижающие достоинство учеников, в том числе использование ненормативной лексики, обзывание обидными словами. Безусловно, во многих ситуациях имеется очень тонкая грань между унижением человеческого достоинства и выбором некоторых, объективно необходимых методов воспитания. Недопущение перехода этой грани предопределяется степенью профессионализма педагога.
Далеко не всегда жертвой насилия являются ученики, иногда и учителя становятся жертвой со стороны подопечных. Нужно отметить, что потакание со стороны директора, преподавателя, учителя неадекватному поведению учеников во время занятий нарушает также гарантированное Конституцией право других учеников на доступность образования соответствующего вида. Учитель, преподаватель, вместо того чтобы заниматься адекватными учениками, вынужден отбиваться от нападок хулиганистого подростка и наводить дисциплину во время занятия. В результате другие ученики, желающие учиться, не получают необходимого с точки зрения ФГОСа объема информации и программируются на заведомое отставание.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает достаточно обширный перечень обязанностей обучающихся, к числу которых относятся обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Исходя из вышеизложенного следует, что одно из главных условий для подавления насилия в образовательной организации – институционализация конфликта, то есть перевод его в стадию отношений, регулируемых в рамках официально установленных норм, правил, санкций.
Подавление насилия, с чьей бы стороны оно ни происходило, должно осуществляться посредством применения и строгого следования установленным процедурам, как, собственно, это происходит во «взрослой» жизни с арбитражными и общими судами и правоохранительной системой в целом. При нормально работающих институтах разрешения конфликтов, воспринимаемых как справедливые в государстве и в отдельной организации, нет необходимости в появлении и поддержании существования неформальных «авторитетов», в том числе школьных авторитетов, закулисных интриг, намеренного провоцирования, использования «крыши» как защитного механизма и других поддерживающих и создающих причины для насилия явлений.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, виды мер дисциплинарного взыскания к обучающемуся, помимо Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», установлены приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185. Важно отметить, что решение о применении взыскания к обучающемуся может быть обжаловано родителями и самими обучающимися.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной организации создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В данной комиссии обеспечивается равное представительство совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение данной комиссии является обязательным для всех и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Таким образом, объем насилия в образовательных организациях прямо пропорционален эффективности действующих в организации институтов – правил, норм, локальных актов, комиссий и иных совещательных органов.