В 1995 году представители нескольких благотворительных организаций американского города Денвер, штат Колорадо, выступили с воззванием к местным гражданам, чтобы те хотя бы на один день перестали совершать насильственные действия и заменили их актами доброты. Жителям такая инициатива понравилась, и с этого момента в городе стали регулярно отмечать День спонтанного проявления доброты. То есть праздник каких-либо действий, которые являются следствием душевного порыва, экспромта, всплеска положительных эмоций, направленного на то, чтобы помочь другим людям, сделать мир добрее, светлее.
А с 2004 года этот праздник было решено сделать международным. И хотя сегодня почему-то принято говорить, будто «с запада к нам постоянно приходит нечто весьма сомнительное, деструктивное, чуждое нашим собственным традициям», думаю, это как раз тот случай, когда имеет смысл поддержать инициативу денверских благотворителей. Ведь альтруизм, заложенный в нашей природе, эволюционно направлен на сохранение всего человечества, а проявляться он может в самых разных формах.
Вот что говорят по этому поводу простые русские граждане.
Ольга Викторовна Логачёва, заведующая кафедрой экономики Института экономики, управления и финансов Российского нового университета:
– Добрые дела вообще нельзя планировать, они должны исходить от сердца. А добро по расписанию – это что-то другое, ближе к работе. Правда, волонтёры занимаются добрыми делами за так, в свободное от работы время, но, я так понимаю, тут речь совсем о другом. Для меня спонтанная доброта – это, например, увидеть в магазине старушку с тяжёлыми сумками и предложить ей помочь, открыть дверь, донести до остановки, а может, даже и до дома. Или уступить место в транспорте. Когда тебя об этом просят – одно, а когда ты сама это делаешь, повинуясь благородному порыву – другое.
Дарья Савельева, студентка 1 курса колледжа при Российском государственном университете народного хозяйства имени В.И. Вернадского:
– Моя специальность – «охотоведение и звероводство», поэтому я стараюсь уже сейчас помогать всем животным, которые в этом нуждаются, то есть занимаюсь зооволонтёрством. Идёшь порой, и вдруг видишь – сидит котёнок на снегу, жалобно мяукает, ну разве можно пройти мимо? Поэтому у меня дома уже есть шесть своих кошек, некоторых беру на передержку. Что же касается доброты, адресованной людям, стараюсь делать то же самое.
Мне кажется, не стоит ждать, пока тебя попросят, ведь многие просто стесняются обратиться за помощью, и надо уметь видеть, кто вокруг тебя нуждается в чём-либо.
Конечно, тут есть деликатный момент, связанный с масштабами помощи. Если человеку требуется, скажем, пять миллионов на операцию, я ему чисто физически не смогу дать столько. Но лучше дать, хоть сколько-нибудь, чем не дать ничего. Наше поколение часто ругают, что мы, якобы, индивидуалисты, эгоисты, думаем только о себе. Да, к сожалению, есть и такое, но среди моих сверстником много тех, кто помогает людям бескорыстно, и им просто приятно это делать. Не за деньги, и даже не за спасибо, а просто так.
Дарья Викторовна Бородаева, студентка 3 курса Института бизнес-технологий РосНОУ:
– Я очень люблю делать комплименты незнакомым людям в транспорте или на улице. Это желание возникает совершенно спонтанно, но часто я захожу в метро и вижу напротив очень красивого человека, или с крутой причёской, или в необычной одежде. Или наоборот – очень грустного человека (но не сонного, потому что их тревожить нельзя!). И тогда я подхожу и говорю ей или ему что-то приятное. Или пишу в заметке на телефоне и показываю экран сидящему напротив. Достаточно пары слов, но после улыбки другого человека, твой день как будто сразу становится ярче. Это очень приятно, делать комплементы другим людям. Но, на самом деле, тут есть довольно тонкая грань, ведь внезапным порывом легко напугать человека. Нельзя льстить или навязываться, но искренний комплемент действительно способен вызвать улыбку. Не знаю, считается ли это добрым поступком, но я люблю видеть улыбки прохожих и вызывать их сама)
Даниил Елагин, студент 1 курса юридического факультета Университета прокуратуры российской Федерации:
– Бабушку перевести через дорогу – это наше всё. Даже если она меня об этом не просит, но и так понятно, что ей самой трудно. Бывает и так, что идёшь по улице и видишь: стоит человек, явно – приезжий, не знает, куда пойти. Мне приятно подойти и спросить, в чём у него проблемы, не могу ли я ему чем-то помочь. Правда, если он попросит меня не просто показать, как пройти к метро, но и проехаться вместе со мной до нужного ему места, я, вполне возможно, сделаю это только если у меня будет свободное время. И вообще, спонтанные добрые дела люди совершают на так часто только потому, что слишком заняты другими делами, произвольными. Но ведь даже просто улыбнуться незнакомому человеку – это тоже добро, которое не требует каких-то сверхусилий или затрат. А ещё не стоит забывать, что настоящее добро – это когда ты что-то делаешь, не на публику, а просто чтобы было хорошо. В этом смысле полезно помогать животным, они учат бескорыстию.
Иван Костромин, студент 4 курса биолого-химического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета:
– Я тоже стараюсь помогать людям, хотя несколько раз и натыкался на откровенное недопонимание с их стороны. Например, когда выходишь из автобуса и видишь, что за тобой спускается пожилая женщина, первая реакция – подать ей руку. Кто-то реагирует с благодарностью, а кто-то, вы не поверите, отдёргивает и смотрит, как на врага. Или же так: вижу девушку с заплаканными глазами, спрашиваю, что случилось и чем я могу ей помочь. А в ответ нередко слышу что-то раздражительное, типа, «не твой дело!» Думаю, н у наших людей надо развивать не только умение помогать другим, но и принимать от других бескорыстную помощь.
P.S. А что вы думаете по этому поводу?
Вадим Мелешко












