Городское образование // Статья

Каким может быть тьюторское сопровождение в колледжах


Каким может быть тьюторское сопровождение в колледжах
Фото: pobedarf.ru

2023 год был объявлен годом педагога и наставника. Именно в этот год в Московском институте психоанализа была разработана новая модель тьюторского сопровождения. Площадкой для внедрения стал Московский городской открытый колледж. Что отличает этот подход, как велась над ним работа и какие перспективы – рассказала декан психолого-педагогического факультета Московского института психоанализа, заведующая кафедрой психологии образования, профессор Любовь Григорович.

Зачем в колледже тьюторы

Около двух с половиной лет назад педагоги Московского открытого колледжа рассказали нам о сложностях, с которыми им приходится сталкиваться. В первую очередь, сложности касались студентов, которые приходят в колледж сразу после девятого класса и выбирают дистанционный формат, не владея навыками самостоятельной работы. Как следствие – отсев на первом же курсе.

Тогда мы стали разрабатывать тьюторские программы, которые помогали бы студентам быстрее адаптироваться к новой образовательной ситуации.

Сначала была создана линейная модель, предполагающая закрепление за каждой группой двух тьюторов, которые могли бы друг друга заменять.

Мы составили программу проработки проблем, которые с нашей точки зрения являются универсальными: мотивация, навыки самостоятельной работы, подготовка к первой сессии, преодоление собственного стресса и страха и другие.

Коммуникация со студентами проходила еженедельно в онлайн-формате, кроме того, тьюторы работали по индивидуальным запросам.

Чем тьютор отличается от психолога

Вместе Ольгой Георгиевной Валаевой, которая отвечает за психологическую часть этой модели и руководит НПЦ «Виртуальная клиника» в нашем вузе, мы развели эти понятия следующим образом: проблемы, касающиеся учебно-профессиональной области, а именно, сложности в учебе, страх самопрезентации, сомнения в правильности выбора профессионального пути и т.д. – это тьюторская история.

Проблемы за пределами учебной деятельности – отношения с родителями и сверстниками, поиск себя, ценностные ориентиры, влюбленность, потери, предательства — это психологическая история.

То есть, тьютор помогает успешно учиться, а психолог — более качественно жить.

Тьюторами выступили магистранты Московского института психоанализа, имеющие определённое базовое высшее образование. Мы постарались организовать это так, чтобы образование магистрантов коррелировало со специальностью, которую пришли получать студенты колледжа. Экономисты пошли на экономические группы, дизайнеры – к дизайнерам и т.д. Магистранты рассказывали студентам, как попали в эту профессию, что она им дала, почему они пришли учиться психологии. Словом, презентовали условную визитку о себе, в которой рефлексивно делились опытом своего профессионального развития со студентами колледжа.

Что изменится в модели тьюторского сопровождения

В прошлом учебном году за каждой учебной группой было закреплено 1-2 постоянных тьютора и выделена общая тема на месяц. В этом году мы вышли на предметную специализацию. Скажем, кто-то работает с мотивацией, кто-то со стрессоустойчивостью и т.д.

Мы взяли три основные направления, в каждом из которых по 5 тем:

  1. УУД – универсальные учебные действия
  2. ПВК – профессионально важные качества
  3. ОВЗ – студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Второй курс может обращаться к тьюторам по желанию, а первый курс мы объединили, разделив на потоки. Таким образом, сложились не отдельные группы, а укрупненные направления подготовки (мы назвали их АБВ), которые «каруселькой» ходят по разным программам.

В апреле мы заканчиваем реализовывать групповую программу, а потом начнем проводить индивидуальные консультации, помогая составить индивидуальные треки учебно-профессионального развития.

Как стать участником волонтёрского проекта

Тьюторское сопровождение в МГОК – это волонтёрская деятельность. Состав волонтёров постоянно обновляется. В прошлом году это были старшекурсники, многие из которых по окончании магистратуры остались в проекте. В этом году мы поставили тьюторов парами – опытный и новый.

Мы еженедельно проводим для тьюторов супервизию и каждую тему прорабатываем три раза. Также нам удалось выйти на интервизию. Тьюторы начали анализировать работу друг друга и помогать, а это очень значимый для нас результат. Поэтому мы рассматриваем этот проект как профессиональную лабораторию.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube