Диагностики помогают определить индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, его ресурсные стороны и возможные трудности в обучении. Об этом рассказал психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Давид Майлян.
Зачем нужны диагностики в школах
Психологические диагностики – важная часть образовательного процесса. В первую очередь они помогают получить информацию об индивидуально-психологических особенностях ученика. Специалист может понять отношение школьника к окружающему миру и себе, особенности его личности, эмоционального фона и познавательных процессов. По результатам диагностики разрабатываются индивидуальные рекомендации детям, родителям, педагогам по особенностям развития, обучения, общения с ребенком.
Регулярные диагностики помогают наблюдать за психологическим состоянием детей в динамике: все ли ученики в классе справляются с нагрузкой, нет ли конфликтов или непонимания среди одноклассников, достаточна ли мотивация к учебе и другие показатели. Это важно для раннего выявления возможных трудностей, создания оптимальных условий для развития детей, в том числе с уникальными способностями.
Какие виды диагностик проводятся в классе
Каждая диагностика направлена на решение конкретных задач.
Адаптационная диагностика проводится в начале учебного года для учеников, переходящих с одной учебной ступени на другую.
Профориентационные тестирования предназначены для школьников с 8 класса. Они помогают определить интересы, умения и подходящие к ним профессии.
Также существуют диагностики познавательной сферы. Это задания на исследование высших психических функций – памяти, внимания, мышления и восприятия. Их применяют для оптимизации учебного процесса.
Тестирование личностных черт выявляет особенности темперамента, самооценку, уровень тревожности, мотивацию и склонность к агрессивности или депрессии.
А диагностика межличностных отношений помогает оценить уровень сплоченности сверстников, выявить лидеров и существующие группы внутри класса.
Кто может увидеть результаты тестирования
Результаты хранятся у школьного психолога и могут быть использованы для разработки индивидуальных программ, рекомендаций для построения наиболее благоприятного учебного маршрута ребенка. При необходимости психолог может передать результаты учителям или администрации школы для адаптации учебных программ и реализации индивидуального подхода к обучению.
Родители или сами учащиеся вправе получить результаты диагностики при личном обращении к психологу.
Важно подчеркнуть, что передача осуществляется с соблюдением принципов конфиденциальности и только тем лицам, которые имеют законное право на доступ к этой информации.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».