Городское образование // Статья

Как создать в детском саду комфортную и познавательную среду: пять советов воспитателя


Как создать в детском саду комфортную и познавательную среду: пять советов воспитателя
Иллюстрация: ulovist.ru

Как в детском саду создать эмоционально-комфортные и познавательно-игровые условия для развития и воспитания детей – рассказывает воспитатель подготовительной группы «Акварельки» детского сада московской школы № 2120 Ирина Фролова.

Любой ребенок, в какой бы семье он ни воспитывался, прежде всего, нуждается в любви. Теплая, дружеская и безопасная обстановка особенно важна там, где малыш проводит большую часть жизни до школы – в детском саду. А для воспитателя, пожалуй, самое главное – любить детей, принимать их такими, какие они есть. Ребенок, приходя утром в детский сад, должен видеть и чувствовать, что его ждут и ему рады. Создать домашний микроклимат воспитателям помогут такие советы:

Тактильность

Искренние, теплые объятия – отличный ритуал, который даст ребенку ощущение, будто он дома. Это может стать доброй традицией: каждое утро ребята здороваются с воспитателем, «дают пять» или обнимаются – кому как больше нравится.

Помогает тактильный контакт и когда малыш начинает капризничать, не хочет прощаться с мамой, или в течение дня вдруг вспоминает о родителях и начинает плакать.

Первым делом воспитателю необходимо присесть на корточки и оказаться на одном уровне с ребенком – так маленькому человеку будет проще раскрыться и успокоиться. Предложить обняться, тихо и ласково обратиться к нему по имени. Объяснить, сколько времени пройдет до прихода мамы: когда стрелки на часах окажутся на определенных цифрах, после прогулки, обеда, полдника. Важно, чтобы это были понятные временные рамки.

Утренний круг

Еще одна хорошая традиция, с которой можно начинать день – утренний круг. Дети и воспитатель садятся на ковер, взрослый на одном уровне с малышами, и все вместе обсуждают, как прошел вчерашний вечер или выходные. Каждый может высказаться, поделиться событиями, которые кажутся ему интересными и значимыми: поход в гости, в кино, приезд бабушки, новая игрушка – да что угодно.

Затем воспитатель рассказывает о том, что всех ждет в течение дня. Можно спросить у ребят, о чем они мечтают больше всего, в какие игры хотят поиграть.

Место для уединения

Малышу, как и взрослому, важно иметь место, где он может побыть в одиночестве, особенно когда весь день ему приходится находиться в большом и шумном коллективе. Собраться с мыслями, отдохнуть.

Организовать такой центр уединения не сложно. Отгородить небольшой уголок в группе, где будет стоять несколько мягких диванчиков и столик, за которым можно порисовать или собрать пазлы, и закрыть вход в этот уголок полупрозрачной занавеской.

Никакого насилия

У каждого ребенка свои вкусы, желания, предпочтения. Пытаться заставить всех жить в одном режиме – значит совершать психологическое насилие над теми, кому такой распорядок не подходит.

Так, в старшей и подготовительной группах всегда есть дети, которые «переросли» дневной сон, они не устают за первую половину дня. Но оставить их играть в группе не получается, там во время тихого часа проходит влажная уборка и проветривание. Поэтому с не спящими нужно договариваться, объяснять, что, пока другие отдыхают, можно полежать с открытыми глазами, подумать или помечтать. Главное – вести себя тихо и не мешать остальным. Обычно такой подход дает результаты: дети понимают, что в саду есть правила, которые нельзя нарушать, при этом чувствуют, что к ним относятся с уважением.

То же касается и еды. Времена «общества чистых тарелок» в прошлом. Некоторые родители и сами просят не заставлять детей есть, если те не проголодались.

Поддержка игры и воспитание самостоятельности

Игра – ведущий вид деятельности для дошкольника. В игре ребенок познает мир, учится коммуницировать, пробует себя в разных социальных ролях. Все игры в детском саду можно условно поделить на три вида: когда взрослый руководит игрой, когда правила придумывают сами дети и вариант свободной игры, в которой воспитатель может стать равноправным участником, а может и наблюдателем.

Чем старше становятся дети, тем больше их интерес смещается к самостоятельной игре. Им важно создавать компании по интересам, в которых нет места взрослым.

Однако воспитатель может «возглавить» сепарацию, дать возможность детям проявить самостоятельность, при этом, делая процесс контролируемым. Один из вариантов такой самостоятельной игры – «клубный час».

Раз в неделю можно отправлять детей старшей и подготовительной групп в «свободное плавание», чтобы они без взрослых (но под наблюдением) один час могли ходить по группам и помещениям детского сада, с одним условием: не открывать двери медицинского кабинета, кухни, техническая комнаты, которые обозначены специальными значками – перечеркнутыми человечками. Во время «клубного часа» ребята приходят в гости в разные группы, играют там с детьми в игрушки, участвуют в мастер-классах. Малыши получают чуть больше свободы, и им это очень нравится.

Еще советую проводить экскурсии по разным «взрослым» помещениям детсада, рассказывать о сотрудниках, кто и чем занимается на кухне, в медкабинете, на посту охраны и в помещении завхоза. Правда, это можно делать только с воспитателем.

Кстати, перед началом «клубного часа» каждый получает три красных кружочка. Если ребенок нарушает порядок: кричит, дерется, бегает по лестницам, ему делают замечание, и один жетон он отдает дежурному по этажу.

Не стоит забывать в течение дня хвалить каждого, общаться с детьми тихо, не повышать голос, тем более, не кричать, помогать лишь, когда ребенок об этом просит, и, конечно, уметь слушать, а во время игры давать свободу, не подавляя инициативность и творческую фантазию. Такая атмосфера сделает детский сад для любого ребенка вторым домом, где его любят, уважают и дают возможность проявить себя.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube