Городское образование // Статья

Тренер Корпоративного университета московского образования рассказала, как педагогу снизить эмоциональное напряжение

Практики, техники и методики, доступные каждому.

Тренер Корпоративного университета московского образования Елизавета Артамонова рассказала, зачем педагогам развивать эмоциональный интеллект, и поделилась практическими рекомендациями для снижения эмоционального напряжения.

«Во-первых, грамотное управление эмоциями – это профилактика профессионального выгорания: решая различные задачи и испытывая значительную нагрузку, педагог устает эмоционально и может столкнуться с психологическими проблемами. Во-вторых, это помогает выстраивать отношения с детьми, мотивировать их, вовлекать в процесс обучения, создавать психологически комфортную атмосферу в классе».

Основа эмоционального интеллекта – внимание и воображение. Развитие именно этих двух навыков способствует развитию эмоциональной компетентности.

«Важно быть наблюдательным, переводить внимание вовне, замечать, что происходит вокруг, что происходит с собеседником, подмечать малейшие изменения в его поведении. Подметив, нужно достаточно широко подойти к их интерпретации, проявить воображение. Например, если человек скрестил руки, важно не просто делать вывод, что он закрылся, а подумать, что, собственно, могло быть этому причиной», – делится тренер.

В развитии внимания и воображения может помочь наблюдение за людьми в общественном транспорте:

«Выберите одного человека и присмотритесь: как он выглядит, во что одет, какая у него прическа, как он стоит и что делает. Посмотрите в динамике за его лицом. Если он читает, понаблюдайте, как в это время работает его мимика; если он смотрит телефон, листает ленту социальной сети или переписывается с кем-то, отследите реакции на его лице и в теле. Всматривайтесь, отмечайте особенности поведения, а затем попробуйте предположить, как он сейчас себя чувствует. При регулярном выполнении упражнения вы можете стать более эмпатичным, внимательным и проницательным».

Помимо обычного наблюдения есть целый ряд методик, которые помогают научиться управлять своим эмоциональным состоянием: телесные практики, приемы для развития внимания, управление восприятием и, конечно, дыхательные упражнения.

В качестве телесной практики можно использовать упражнение «Гора с плеч». Для его выполнения необходимо на вдохе наклонить голову вперед, поднять плечи, напрячь их и задержать в напряженном состоянии на три-пять секунд. На выдохе нужно отвести плечи назад, опустить их и расслабить.

«Это классическая техника мышечной релаксации через напряжение, которая помогает расслабить мышцы, снять усталость и не требует никакого специального оборудования», – объясняет тренер.

Управлению эмоциональным состоянием учит и практика «Три позитивные мысли». Выполнять ее можно каждый раз, когда возникает негативная мысль. Задача этой практики – заменить одну негативную мысль на три позитивные. Например, мысль о том, что у вас что-то не получится, можно заменить на: «Я справлюсь превосходно», «Я готова на все 100 процентов» и «Мне всегда везет».

«Это упражнение помогает конструктивно мыслить и формирует новый способ оценки себя и ситуации. Если делать его регулярно, можно заметить, как негативные автоматические мысли будут появляться все реже», – рассказывает Елизавета.

Вместе с телесными практиками и упражнениями на восприятие тренер рекомендует выполнять дыхательные практики.

Так, техника «Дыхание по квадрату» позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение, усиливает ощущение стабильности. Для ее выполнения необходимо сделать вдох на четыре счета, задержать дыхание на четыре счета, сделать выдох на четыре счета и снова задержать дыхание на четыре счета. Затем повторить круг.

«Продолжительность одного этапа лучше подбирать под себя. Можно на пять и на шесть счетов, если вам так комфортнее. Дыхание по квадрату можно делать в машине за рулем, особенно в пробке. Отлично работает!».

Еще больше техник Елизавета Артамонова предлагает на программе повышения квалификации «Эмоциональная компетентность современного педагога», где слушатели в формате тренингов научатся распознавать свои и чужие эмоции, использовать техники регуляции своего эмоционального состояния и приемы бесконфликтного общения, создавать условия для развития эмоциональной компетентности у учащихся.

Программа повышения квалификации «Эмоциональная компетентность современного педагога» проводится экспертами Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки.

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проектов «Социальные лифты для каждого» и «Современное образование» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube