Городское образование // Статья

Как подготовиться к итоговому сочинению – 2024: советы московским (и не только) школьникам


Как подготовиться к итоговому сочинению – 2024: советы московским (и не только) школьникам
Иллюстрация: sotkaonline.ru

7 февраля будет резервный (дополнительный) день написания итогового сочинения (изложения). Как подготовиться к итоговому сочинению? На какие типичные ошибки стоит обратить внимание? Как написать оригинальный, не клишированный текст? Рассказывает председатель региональной предметной комиссии по литературе ГИА-11 в Москве, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы школы № 1239 Юлия Чадина.

Про сочинение

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ для выпускников школ проводится в декабре с 2014 года. Его цель – выявить у учащихся наличие способности мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Сочинение позволяет оценить навыки и умения одиннадцатиклассников, полученные на уроках русского языка и литературы.

Специфика итогового сочинения в отличие от других форм письменных работ итогового характера связана с его ориентацией на литературоведение, анализ текста литературного произведения. Отвечая на проблемный вопрос по выбранной теме, выпускник обязательно должен подкрепить свою точку зрения примером из прочитанного произведения. Обращение к литературному материалу содержит ряд требований. Главное – помнить, что для подтверждения точки зрения нужно выбрать произведение, которое соответствует выбранной теме и опубликовано в открытых источниках, при этом указывать его автора и название. Чтобы продемонстрировать начитанность, учащимся не обязательно применять цитирование и привлекать большое количество литературных источников. Достаточно опоры на текст одного произведения.

Еще одна особенность итогового сочинения – его надпредметный характер, подразумевающий проверку речевой компетентности выпускников, оценивание уровня его общей речевой культуры и умение выстраивать логичное и аргументированное высказывание согласно выбранной теме.

Итоговое сочинение проверяется одним экспертом один раз и оценивается по системе «зачет» или «незачет» по критериям, разработанным Рособрнадзором.

При написании сочинения участникам запрещается использовать тексты литературных источников, но разрешается пользоваться орфографическими словарями. Однако это должны быть словари, выданные членами комиссии.

Выпускники пишут итоговое сочинение в своей школе, на него отводится три часа 55 минут (235 минут).

Про темы и критерии

В 2023/2024 учебном году на выбор предлагаются шесть тем, сформулированных в рамках трех открытых направлений:
  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
  • «Природа и культура в жизни человека».

В основу подхода к формулированию тем итогового сочинения положены принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы. Каждый год к концу августа образец комплекта тем выкладывают в открытый доступ на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Несмотря на то что с 2022/2023 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения, нововведения в текущем году минимальны. Все темы прошлых лет и новые, сформулированные в текущем году, собраны в единый закрытый банк тем итогового сочинения.

При формулировании тем строго следят, чтобы они соответствовали разделам закрытого банка тем и надпредметному характеру итогового сочинения (который не требует углубленного литературоведческого анализа текста). Тема сочинения должна не только нацеливать выпускников на рассуждения (содержать проблему в формулировке), но и предоставлять возможность широкого выбора произведений для аргументации своих суждений. Образец комплекта тем итогового сочинения 2023/2024 года размещен на сайте ФИПИ вместе с комментариями к разделам закрытого банка тем.

В текущем году в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавили подраздел «Язык и языковая личность» (в связи с этим уточнили комментарий к разделу). Других изменений нет. В 2023/2024 году порядок и процедура проведения итогового сочинения и критерии его оценивания останутся прежними.

Для получения зачета необходимо не только самостоятельно написать работу, но и выдержать объем не менее 250 слов (требования № 1 и 2: «Объем сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения»). Если итоговое сочинение соответствует этим требованиям, то оно оценивается по пяти критериям.

Основными считаются критерии № 1 и 2: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала». Зачет можно получить, если соблюсти эти два критерия и еще один из трех: критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»; № 4 «Качество письменной речи»; № 5 «Грамотность». Более подробно критерии оценивания итогового сочинения можно изучить на сайте ФИПИ.

Про частые ошибки и эффективную подготовку

Ясно сформулированные темы и прозрачность критериев позволяют выпускникам ежегодно с успехом писать итоговые сочинения. Однако некоторым не удается избежать ошибок. Поэтому о них следует знать заранее.

Первая ошибка – недостаточное количество слов (менее 250 слов – незачет всей работы). Перед сдачей окончательного варианта необходимо убедиться в том, что в сочинении 250 или более слов. Важно понимать, что в подсчет слов не входит тема сочинения, которую некоторые ученики записывают в верхней части бланка. Если тема итогового сочинения непосредственно входит в текст работы, она становится частью собственного текста участника и включается экспертом в подсчет слов.

Чтобы избежать незачета по требованию № 1, при подготовки к сочинению нужно взять за правило пересчитывать количество слов в собственной работе и записывать получившееся число цифрами ниже текста сочинения прямо на бланке.

Конечно, не следует думать, что искусственное раздувание объема – залог успешной работы. Вместо этого лучше сконцентрироваться на более подробном анализе эпизода или образа героя.

В течение последних лет выявили ряд типичных ошибок, связанных с выполнением требования к самостоятельности написания. Некоторые учащиеся обращаются к сетевым ресурсам, деятельность которых направлена не на обучение работе с текстом, а на тиражирование работ крайне низкого качества. При написании сочинения эти выпускники заимствуют чужие мысли и используют заученный клишированный текст. В чем опасность такого пути? Будучи искусственно «приспособленными» к тексту итогового сочинения при ответе на проблемный вопрос, разного рода клише легко обнаруживаются, поскольку совпадают с выложенными в интернете вариантами. В итоге это не позволяет работе получить зачет.

Подобные сочинения привлекают внимание экспертов такими признаками, как грубые нарушения логики на стыке смысловых частей (неоправданные «логические скачки»); несоответствие текста сочинения теме; неуместное использование материалов из комментария к открытым направлениям тем; «растиражированные» аргументы, включающие узнаваемые фактические ошибки;искусственно преувеличенный объем цитат, приведенных по памяти; цитирование высказываний малоизвестных авторов; стилевая разнородность текста сочинения (вкрапления «образцовых» абзацев и предложений в текст работы с невысоким уровнем речевой культуры).

Следующая группа типичных ошибок связана с отсутствием в тексте ответа на проблемный вопрос. Это может случиться из-за неумения выпускника выявить сущность проблемного вопроса. В ряде подобных работ наблюдается подмена темы, многократные повторения тезиса или проблемного вопроса без ответа на него, повтор или синонимическая замена ключевого понятия темы, а также излишне подробный пересказ литературного произведения.

Есть еще одна группа ошибок, выявленная при оценивании итоговых сочинений по критерию № 1 «Соответствие теме сочинения (изложения)». Она связана с тем, что старшеклассник не умеет строить монологическое высказывание на заданную тему. В таких работах учащиеся, как правило, верно понимают тему, хорошо ориентируются в тонкостях формулировки той или иной проблемы, способны дать конкретный краткий ответ на проблемный вопрос, но развернутый ответ дать не могут из-за отсутствия аналитических способностей и индивидуального подхода к раскрытию темы. При проверке таких работ эксперты фиксируют либо подмену проблемного вопроса темы на тезис или проблему, заготовленные заранее, либо бездоказательное рассуждение демагогического характера. Такая типичная ошибка, как подмена тезиса, может быть обусловлена общими дефицитами ученика: недостаточно внимательным чтением темы сочинения либо сильным желанием следовать шаблонам, заученным в процессе подготовки. За подобные работы выставляется «незачет» по критерию № 1 «Соответствие теме сочинения (изложения)».

Конечно, исправление этих недочетов и ошибок требует планомерной и многолетней работы. И все же в оставшееся время можно научиться анализировать формулировки тем итогового сочинения и вычленять проблемный вопрос, находя конкретный аспект, заявленный в теме.

Стоит потренироваться выявлять ключевые слова, это поможет не отклониться от заданного направления анализа. Чтобы избежать ошибок при использовании общекультурных понятий в формулировках тем, можно приготовить карточки с определениями лексического значения этих слов («Отечество», «долг», «выбор» и т.д.), выписанными из толковых словарей, философских и психологических справочников.

Один из самых важных моментов для выпускника во время подготовки – это совершенствовать умение «узнать свою тему» из шести предложенных. Знакомство с требованиями критериев и тренинг по формулированию четких и выверенных ответов на сложные вопросы в формулировках тем (как? почему?) даст старшеклассникам веру в свои силы.

Типичная ошибка по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» – отсутствие в сочинениях содержательной связи между тезисом и читательским аргументом. Такая ситуация приводит к формальному привлечению произведений художественной литературы в качестве читательского опыта.

Также по этому критерию выявили следующие тенденции:
  • незнание текста произведения, что приводит к появлению в сочинении значительного количества фактических ошибок или, наоборот, к крайне скупому рассказу о произведении;
  • подмена аналитического рассуждения приблизительным пересказом содержания литературного произведения;
  • использование общих рассуждений о содержании художественного произведения без анализа конкретного эпизода или конкретного образа.

Истоки подобных ошибок лежат в невысокой читательской компетентности, незнании содержания программных произведений курса отечественной и зарубежной литературы, примитивном толковании содержания произведений и неумении комплексно анализировать текст.

При подготовке важно уделять время комплексному и сопоставительному анализу текстов программных произведений и произведений для внеклассного чтения. Стоит обращать внимание на проблемы морали и нравственности, гражданские, патриотические и философские темы, которые анализируются в процессе чтения произведений художественной литературы. Кроме этого, можно тренироваться включать в сочинение разные литературные аргументы: анализ конкретного эпизода, анализ образа литературного героя, речевую характеристику персонажа. Можно обозначить конкретную проблему и соотнести ее с названиями произведений, в которых исследуются аспекты этой проблемы. Возможно, будет полезно вспомнить систему персонажей произведений, объединенных общей проблематикой, а также уделить время выявлению и исправлению фактических ошибок при редактировании собственных и чужих работ, устранить ошибки при цитировании коротких, хорошо запоминающихся цитат и афоризмов.

К системным ошибкам по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» можно отнести нарушение коммуникативного замысла и неумение четко следовать теме (проблеме) в ходе написания сочинения.

Логические нарушения выражаются в:
  • частых и необоснованных повторах мыслей (повторы без развития);
  • частых и необоснованных переходах от одной мысли к следующей;
  • отсутствии причинно-следственных отношений между тезисами;
  • нарушении или полном отсутствии абзацного членения текста.

Чтобы избежать логико-композиционных ошибок, необходимо научиться целенаправленно составлять сложный каркасный план сочинения. Для наполнения этого плана конкретными тезисами могут помочь тренировочные упражнения по формулированию основных вопросов темы и определению нескольких конкретных тезисов, которые должны подкрепляться доказательствами. Далее к записанным тезисам можно подобрать по несколько аргументов (учитывая проблематику) и продумать логические связки между тезисами и аргументацией. Работая с черновиком, выпускники могут подбирать варианты вступительной и заключительной частей работы; выделяя абзацы, старшеклассники скорректируют соразмерность частей сочинения.

К типичным ошибкам по критерию № 4 «Качество письменной речи» можно отнести необоснованное повторение в близком соседстве одинаковых или однокоренных слов; нарушение лексической сочетаемости; употребление слов и словосочетаний, нарушающих стилистическое единство текста; речевую недостаточность (немотивированный пропуск слов, идущий вразрез с содержанием текста); искажение фразеологизмов и употребление слов, которые не соответствуют литературно-историческому контексту.

Для устранения речевых ошибок и недочетов стоит тренироваться:
  • находить и ликвидировать повторы;
  • обнаруживать и заменять слова, использованные в несвойственном им значении;
  • находить и устранять избыточные слова и необоснованные пропуски;
  • «узнавать» и восстанавливать фразеологические обороты.

Также необходимо внимательно перечитывать работу несколько раз, устранять неоправданные смысловые повторы, следить за четкими логическими переходами от одной части текста к другой и исключать утверждения, в уместности которых есть сомнения.

Чаще всего незачет за итоговое сочинение ученики получают по критерию № 5 «Грамотность». Невысокий уровень начитанности и грамотности выпускников и небрежное отношение к правилам русского языка приводит к многочисленным ошибкам и недочетам. Наиболее часто нарушают нормы пунктуации. Типичные ошибки связаны с постановкой знаков препинания в сложных и простых осложненных предложениях. Часты ошибки, связанные с неуместным обособлением членов предложения.

Нарушение норм орфографии чаще всего связано с правописанием проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; со слитным, дефисным и раздельным правописанием слов разных частей речи; с правописанием Н/НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Дефициты в области грамматики чаще всего связаны с нарушением границ сложного предложения, нарушениями норм глагольного управления, а также с нарушениями в построении предложения с деепричастными оборотами.

Для преодоления затруднений, связанных с нарушениями норм грамматики, орфографии и пунктуации, выпускникам необходимо следовать «индивидуальным маршрутам преодоления затруднений», которые для них разрабатывают учителя. Такая стратегия позволит своевременно обнаружить пробелы и адресно использовать тренинги, направленные и на подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Хорошим стимулом для совершенствования выпускников станет возможность попробовать свои силы в предметных диагностиках Центра независимой диагностики Московского центра качества образования Департамента образования и науки. Записаться на них можно в разделе ЦНД на сайте МЦКО.

В процессе подготовки к итоговому сочинению целесообразно использовать только проверенные, надежные учебные материалы, размещенные в том числе на открытых информационных ресурсах.

Среди них необходимо назвать:

Желаю успехов в подготовке!

Проведение подготовительных мероприятий для успешной сдачи школьниками итогового сочинения и государственных экзаменов не только помогает учащимся достигать высоких результатов на испытаниях, но и способствует развитию талантов детей и формированию у них навыков, которые пригодятся им в будущей профессии, и соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube