Городское образование // Тема дня

Ценности, которые нас вдохновляют


Ценности, которые нас вдохновляют
Фото: Московский городской психолого-педагогический центр

25 августа в Гостином дворе в рамках Московского урбанистического форума прошла экспертная сессия на тему: «Понимаю, принимаю: о формировании ценностей», которую организовал городской психолого-педагогический центр Департамента науки и образования Москвы. В дискуссии приняли участие доцент Института специального образования и психологии МГПУ Лариса Овчаренко; главный редактор газеты «Вести образования» Татьяна Волошко; актриса Московского Нового драматического театра преподаватель театральной студии «Раз, два, три», Ирина Мануйлова и педагог по мастерству этой студии, актриса Театра на Малой Бронной, театра ТДМ («Театр – дело молодых») Юлиана Сополёва. Модерировала встречу заместитель директора ГППЦ Анастасия Кузнецова.

Зрители, среди которых были и взрослые, и дети, тоже активно участвовали в обсуждении, для этого им предлагались видеоролики и фрагменты из фильмов, но первый вопрос, на который им предстояло ответить, заключался в том, что такое ценности в их понимании?

Ответы были самые разные: «Основа человечности», «Система взглядов на мир и отношения», «Важное и значимое в жизни человека», «Культурные эталоны» и множество других вариантов.

А затем в разговор включились эксперты.

«Ценности – это то, что фактически определяет содержание личности. Мы с вами знаем, что личность – это социальное понятие, это то социальное качество, которое формируется, развивается и так или иначе приобретается среди себе подобных. Поэтому ценности – это как раз несущая конструкция в образовании личности, и мне думается, что это очень важно», – считает Лариса Овчинникова.

Татьяна Волошко предложила свое определение: «Ценности – это некий камертон, на который мы ориентируемся, и он имеет особенное значение, когда мы попадаем в сложную ситуацию. Именно тогда эти ценности нас держат на плаву. И очень здорово их не только разделять, но и передавать».

«Ценности – это те приоритеты, которые мотивируют человека двигаться к достижению определённых целей», – убеждена Ирина Мануйлова.

По мнению Юлианы Сополёвой, «от того, какими именно ценностями мы руководствуемся, зависит наша самореализация в жизни, в работе, в семье, с близкими людьми».

Но, как справедливо отметила модератор экспертной сессии, «если мы принимаем тезис, что ценности – это система координат нашего мировоззрения, то миссия учителя – сформировать у детей эту систему», а целевым ориентиром для профессионального педагогического сообщества служат российские духовно-нравственные ценности, которые сформулированы в указе президента.

К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Однако исследование, проведенное ВЦИОМ в декабре 2022 года среди подростков и молодежи, показало, что в топ-3 ценностей респондентов входят: внимательное отношение к своему здоровью (65%), высокий уровень благополучия (58%), спокойная жизнь и забота о семье (54%). И только 26% указали на возможность приносить пользу обществу.

Значит ли это, что существует конфликт между личным и общественным, между целевыми ориентирами, установленными государством, и ценностями, которые стали приоритетными для молодежи?

По мнению Юлианы Сополёвой, молодое поколение сейчас находится на стыке индивидуалистической и общественной идеологии. Ведь долгое время подросткам говорили о приоритете личных потребностей, о том, что «я не последняя буква алфавита», а сейчас эта позиция подвергается критике, и на первый план выдвигаются общественные интересы. Поэтому очень важно найти баланс между двумя этими полюсами.

Ирина Мануйлова считает, что прививать общественные ценности нужно очень деликатно, находя пути через личный пример воспитателя, «потому что, если ломать, дети могут не услышать». Перемена ценностных ориентиров – это сложный и не быстрый процесс.

Татьяна Волошко разделяет эту позицию, полагая, что деликатность и взаимное доверие – основа для передачи ценностей от одного поколения к другому.

«Мне кажется, ценности – это именно то, что общество делает обществом, а не случайной совокупностью каких-то неорганизованных поведений, – отметила она в своем выступлении. – И, конечно, чтобы была эта преемственность между подрастающим поколением и нами, должно быть абсолютное доверие, поэтому мы стараемся смотреть в корень, мы стараемся видеть глубину того, что волнует детей и подростков. И если у них есть потребность как-то претворить это в творчестве, то мы должны помочь им прийти к какой-то культурной норме».

Ирина Мануйлова преподает в детском театре «Раз, два, три», и, по ее словам, в этом коллективе формируются такие качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность друг за друга.

Ребята выступают не только в качестве артистов, но и выполняют обязанности костюмеров, гримёров, реквизиторов. Все должны работать как часы, как единый слаженный организм, иначе спектакль не состоится. И никто не считает для себя зазорным погладить костюм для главного исполнителя или помочь установить декорации на сцене, и при этом каждый понимает свою значимость.

«Это то, что мне привили мои педагоги: да, я – индивидуальность, я – звезда, но коллектив прежде всего», – рассказала Ирина Мануйлова.

Большую роль в формировании ценностей играют СМИ. Татьяна Волошко рассказала о том, что в газете «Вести образования» есть рубрика «Проба пера», где школьники публикуют свои статьи.

По ее мнению, «это не только возможность для самовыражения подростков, но и шанс быть понятыми, услышанными, а еще способ проверить, насколько их настроения созвучны общественным ценностям».

В завершении дискуссии юные корреспонденты – ученики московских школ – задавали вопросы экспертам и брали у них интервью.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube