Городское образование // Статья

Урбанистика, геймдизайн, геоэкология – что появилось в Московском дворце пионеров за последние годы?


Урбанистика, геймдизайн, геоэкология – что появилось в Московском дворце пионеров за последние годы?
Фото: wi-fi.ru

За последние 10 лет в стране был утвержден ряд стратегических документов, в том числе национальный проект «Образование», который объединил несколько федеральных проектов. Один из них – «Успех каждого ребенка» – определил необходимость создания в стране более 1,3 миллиона новых мест для дополнительного образования детей и приоритетные направления дополнительного образования: техническое и естественнонаучное.

Эти инициативы безусловно повлияли на сферу образования и в части оснащения образовательных организаций, внедрения новых технологий для организации образовательного процесса, и в части содержания образования. И, конечно, наш образовательный комплекс «Воробьевы горы» за последние 10 лет очень изменился. Как – рассказываем в статье.

Как изменилась инфраструктура

За 70 лет работы Московский дворец пионеров стал флагманом Москвы в сфере дополнительного образования. В 90-х годах прошлого столетия он был одним из первых учреждений в стране, успешно апробировавших технологию интеграции общего и дополнительного образования. Во дворце открыли профильные классы по семи направлениям допобразования. Такой опыт стал передовым для своего времени.

Когда в 2011 году начали создавать различные образовательные комплексы, Московский дворец пионеров объединил 16 организаций различных уровней и видов образования. В структуру комплекса вошли детские сады, лицей «Воробьевы горы», центры дополнительного образования в разных округах столицы, а также центр «Команда» в Истринском районе Московской области. Появление дополнительных учреждений в составе комплекса значительно расширило географию учреждения и его образовательные возможности.

Наш комплекс занимает стабильно высокие позиции в рейтинге московских школ, внесших значительный вклад в развитие московского образования.

По результатам 2021/2022 учебного года организация получила диплом I степени лауреата Гранта мэра Москвы и вошла в топ-20 образовательных организаций города.

Сегодня образовательный комплекс «Воробьевы горы» – крупнейшее многопрофильное образовательное учреждение не только в столице, но и во всей России.

Что нового в допобразовании

Только за первые три часа начала приемной кампании на портале Мэра Москвы подали более 11,6 тысяч заявлений на обучение. Чтобы детям было интересно, мы регулярно обновляем программное поле и делаем его современным и актуальным. Помимо запросов детей, учитываются современные тенденции и вызовы, определяющие развитие экономики, культурной среды, городского пространства и инфраструктуры столицы. Основной ориентир при изменении – инновационное развитие столицы: мы работаем на выполнение задач раннего профессионального самоопределения московских школьников и ориентируем их на выбор профессий, необходимых для развития города.

Современные программы появились практически во всех центрах нашего комплекса.

Особое развитие получило направление технического творчества, которое в основном представлено в Центре технического образования и центре «На Донской». В них реализуется более 200 программ по таким направлениям, как беспилотные летающие аппараты, робототехника, прототипирование, цифровая электроника, технологии цифрового производства, аддитивные технологии, техническое зрение.

В связи с развитием современных технологий особым спросом у детей стали пользоваться программы, связанные с ИТ: 3D-моделирование, веб-дизайн и программирование, кибербезопасность, искусственный интеллект, графический и промышленный дизайн, программирование и другие.

В центре астрономического и космического образования появились современные программы по направлениям: «Основы космической инженерии» и «Дистанционное зондирование Земли». С 2020 года Центр астрономического и космического образования реализует научно-образовательную программу для юных ученых-исследователей космоса «Центр открытия космических объектов». За три года успешной работы по этой программе многие школьники Москвы смогли не только пополнить багаж знаний в области астрономии, но и совершить свои первые настоящие космические открытия – в том числе более 50 сверхновых и более 80 переменных звезд.

В центре экологического образования совсем недавно разработали новые программы по генетике, физике, микробиологии, медицине. Дети не только изучают различные науки, но и участвуют в практикумах научных лабораторий, ежегодных летних и осенних полевых практиках, экспедициях и экскурсиях. В этом году в центре открыли Музей наук о Земле, в коллекции которого представлены образцы магматических, осадочных и метаморфических горных пород, импактитов, горючие ископаемые, а также палеонтологические экспонаты.

В нашем комплексе появились кружки и секции, направленные на развитие навыков и компетенций будущего. Среди таких качеств: критическое мышление, финансовая грамотность, коммуникативные способности, креативность, умение работать с большими объемами информации. Развить навыки столичные школьники могут в центре социальных компетенций «Диалог наук».

С 2010 года в течение семи последующих лет в нашем учреждении работал небольшой кружок журналистики. С 2017 года он трансформировался в отдельный центр (ныне – Центр медиатехнологий), в котором дети обучаются радио- и тележурналистике, видеоблогингу и другим направлениям медиасферы. Появилась здесь и собственная киношкола.

Как и прежде, один из самых популярных кружков в Московском дворце пионеров – Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева. В этом году ансамбль совместно с другими творческими коллективами и режиссерской группой дворца, исполнил урок-спектакль «История разведки – история страны. Ядерный щит», подготовленного совместно со Службой внешней разведки России. Постановка подробно рассказывает о советских ученых и разведчиках, совместная работа которых помогла своевременно установить ядерный паритет и спасти нашу страну от полного уничтожения, а также легла в основу создания в советском союзе мирного атома и атомной промышленности.

В 2018 году новое развитие получил Театр юных москвичей, который стал одним из ведущих детских коллективов. Сегодня, помимо Театра кукол, вокальной студии «Соловушка», внутри центра появились два новых направления – «Мастерская исполнительских искусств» и «Образовательный театр». «Мастерская» создана для детей, которые уже профессионально решили заниматься театром, а «Образовательный театр» – для тех, кто еще не определился с выбором дальнейшего пути в театральной сфере, но хочет получить навыки актерского мастерства и публичных выступлений.

За последние годы ученики детско-юношеской спортивной школы имени М. М. Ботвинника регулярно становились победителями и призерами российских и международных турниров по шахматам.

Сотрудники нашей школы разработали принципиально новые методические пособия для педагогов и тренеров, которые пользуются популярностью и помогают качественно повысить подготовку столичных школьников к соревнованиям.

Как проходят праздники

Ежегодно мы проводим более 700 мероприятий для московских школьников. Но в последние годы праздничные программы существенно дополнились конкурсными образовательными и просветительскими инициативами. Среди самых крупных: демонстрационный экзамен для учащихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня (проходит в партнерстве с 20 вузами); Городская конкурсная программа «Новые вершины», включающая 38 конкурсных событий по разным направлениям дополнительного образования; образовательная программа с матер-классами на время каникул «Профильная четверть»; городской фестиваль познавательных игровых программ «Развиваемся, играя»; программа «Встречи с деятелями кино- и медиаиндустрии “Медиафорум»»; Московский детский фестиваль национальных культур «Мой дом – Москва»; комплекс интерактивных научно-познавательных программ «Детский фестиваль науки на Воробьевых горах»; открытый городской инновационный научно-образовательный фестиваль «Технологический старт».

О неизменных ценностях

В течение без малого 90-летней истории развития в команде Московского дворца пионеров сложились особые профессиональные ценности. Они системообразующи для обучения и воспитания детей любых поколений. Среди этих ценностей мы выделяем следующие:

  • Мы воспитываем ответственных граждан своего города и страны. Наш образовательный комплекс – это часть единой системы обучения и воспитания юных москвичей. В ней поддерживаются духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, любовь к Родине и бережное отношение к ее природным ресурсам.
  • Мы проектируем образовательный опыт, который поможет в будущем. Чтобы воспитанники могли выбирать профессии, которые будут востребованы в будущем, мы ежегодно обновляем перечень образовательных программ. Основания для обновления – изменения, которые постоянно происходят в Москве, стране и мире, влияют на рынок труда, развитие отраслей производства, науки, и, как следствие, развитие экономики в целом.
  • Мы вдохновляем учеников на исследования. Любое знание и или опыт, полученные самостоятельно, наиболее ценны для человека. И в этом отношении период детства – самый важный для развития у детей таланта исследователя. Даже если дети поначалу создают «велосипед» – важно, что юные творцы и исследователи изобретают свой собственный, – чем-то похожий и не похожий на другие. Дети учатся пробовать, искать, думать, экспериментировать, рисковать и не бояться заявлять об этом. Они развиваются в среде, поддерживающей инициативы, исследования, инновации.
  • Мы ценим детство как уникальный период развития и помогаем сделать его осознанным и счастливым. Мы стараемся видеть мир глазами ребенка. Вместе с детьми мы развиваемся, учимся, а еще улыбаемся и играем – делаем то, что важно и интересно здесь и сейчас. Так мы помогаем ребенку понимать себя, видеть собственную цель и способ ее достижения. Поддерживая и укрепляя интерес к развитию, наши педагоги и наставники помогают детям стать участниками множества образовательных событий и проектов. Отсюда начинается путь к собственной образовательной траектории, которую мы строим вместе с детьми.
  • Мы формируем у детей компетенции для жизни. Какие навыки действительно помогают достигать желаемых результатов в быстро изменяющемся мире, и как их формировать? Будем честны. Это не ясно многим взрослым. Потому мы постоянно изучаем этот вопрос, разрабатываем специальные образовательные программы и проекты по развитию компетенций для жизни, а также постепенно внедряем технологии их формирования в наши образовательные и событийные продукты.
  • Мы открыты для сотрудничества. Любой родитель, выбирая образовательную организацию, по праву ожидает от нее эффективного сотрудничества в обучении и воспитании своего ребенка. Наши педагоги выстраивают взаимодействие с семьями учеников, создавая атмосферу взаимного доверия и уважения с учетом возможных ситуаций, которые переживает семья. Семьи становятся участниками образовательных событий. Для нас, как и для родителей, это очень ценно и важно. А для расширения образовательного опыта наших учеников, развития у детей базовых и практикоориентированных компетенций мы сотрудничаем с организациями реального сектора экономики, науки, инновационного сектора, культурной и социальной сферы города и страны. Сегодня в этом перечне более 100 таких организаций.

Елена Мельвиль,
директор образовательного комплекса «Воробьевы горы»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube