Городское образование // Статья

Учителя московских школ встретились в Доме-музее Михаила Пришвина в Дунине


Учителя московских школ встретились в Доме-музее Михаила Пришвина в Дунине
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Педагоги столичных школ посетили финальное в этом сезоне заседание Клуба полезного досуга. Оно состоялось в отделе Государственного литературного музея – Доме-музее М.М. Пришвина в Дунине (Одинцовский район Московской области). Участники совершили экскурсию, узнали о жизни и творчестве писателя.

«Этот год особенный: в этом году юбилей писателя. Пришвин сейчас пересматривается, его место в культуре меняется, и это, конечно, потрясающий процесс», – рассказала Ирина Камышникова, научный сотрудник Дома-музея М. М. Пришвина.

Дом как точка свободы

На экскурсии учителя узнали историю создания музея – его судьбу определили восемь читателей Пришвина, оставившие записку в двери закрытого на зиму дома.

«В записке было написано: “Группа Московского клуба туристов в количестве восьми человек посетили Дунино с целью, посвященной памяти Михаила Михайловича Пришвина”. Местные жители рассказывали, что они даже перелезли через забор и сделали обход – на лыжах обошли всю усадьбу и там оставили записку. Вдова писателя ее нашла в июле, спустя четыре месяца, смотрела на нее, держала весь вечер, а потом вспомнила, что у нее сохранилась последняя рабочая тетрадь Пришвина, которую он только взял, пронумеровал и сделал одну маленькую запись: “А что, если в эту тетрадку делать дневниковые записи, будут размываться или нет… по-моему, хорошо, не будут…” Она вклеила записку в тетрадь, и так появилась первая книга отзывов», – рассказала экскурсовод учителям.

На лекции педагоги узнали, что одна из ключевых идей Пришвина-писателя – идея о доме как точке свободы. Она начала формироваться во время революции, которую писатель не принимал. Ему пришлось бежать из родового имения, и только в 1946 году эта идея воплотилась в жизнь.

Писатель обнаружил дом случайно, а потом делился в своих дневниках: «Кажется, нашел дом по судьбе».

Писатель-сказочник и агроном

Писателя часто упрекают в отсутствии сюжета, однако лектор отметила: в своих произведениях Пришвин показывает, что, если человек способен жить и что-то замечать, то уже хорошо. Внимание для Пришвина – это уже действие.

Прежде чем посвятить себя литературе, Пришвин работал агрономом, успел написать несколько научных трудов. Но однажды принял участие в составе экспедиции на Север для сбора местных сказок. Итогом поездки стал сборник Е.Н. Ончукова «Северные сказки», в который вошел и текст Пришвина.

Страсть к путешествиям у Пришвина возникла еще в детском возрасте. Будучи гимназистом, писатель вместе с одноклассниками решил отправиться в Азию на лодке и сбежал из дома. Компанию юных путешественников быстро обнаружил пристав, но эта история в будущем привела к исключению Пришвина из гимназии и доставила много хлопот матери писателя, которая стремилась дать качественное образование сыну.

Кроме сказок Пришвин писал дневниковые заметки, к которым его побудила его первая любовь – Варвара Измалкова. Писатель встретил ее в Париже, уже на четвертый день знакомства сделал ей предложение, но получил отказ. Он-то и стал отправной точкой дневниковых записей Пришвина.

Однако увидели свет дневники только после его смерти, уже благодаря второй жене Пришвина – Валерии Лиорко. Она была первой, кому писатель рассказал о своем тайном дневнике. После смерти мужа Лиорко опубликовала книгу «Мы с тобой: дневник любви», в которой ее воспоминания подкрепляются дневниковыми записями Пришвина.

Прогулка с размышлениями

Во второй части встречи педагоги приняли участие в экскурсии по дому-музею. Учителя побывали в столовой писателя, где увидели необычный предмет мебели – диванчик, сделанный из запасного сиденья автомобиля, поставленного на ножки. Педагоги также побывали в комнате прозаика, в которой хранятся его пишущие принадлежности, а также фото, сделанные во время экспедиции на север.

«Самое яркое впечатление – это, конечно, рассказ из детства, это поворотная точка в жизни Пришвина, как он сбежал вместо со своими одноклассниками из гимназии и отправился в Азию. И эту мечту пронес через всю жизнь. Я это обязательно расскажу детям, как это повлияло на всю его жизнь, в том числе на писательскую», – делится своими впечатлениями Эмилия Беккер, учитель русского языка и литературы школы № 2042.

Клуб полезного досуга – просветительская программа для учителей московских школ, организованная Корпоративным университетом московского образования столичного Департамента образования и науки.

Новости и анонсы новых встреч клуба педагоги могут увидеть в телеграм-канале.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и поддержку преподавателей дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги участвуют в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице в 2023 году – конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце.

Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube