Наука // Статья

Наука отвращения: что стоит за одной из самых неприятных эмоций

И зачем мы смотрим и делаем то, что нам отвратительно?

Наука отвращения: что стоит за одной из самых неприятных эмоций
Фото: mykaleidoscope.ru

Неприязнь к чему-то или кому-то не только влияет на наше поведение и отношения с другими людьми, но и стимулирует прогресс, развитие технологий. Мы бы не придумали мыло и антисептики, не пользовались дезодорантами, если бы не отвращение. Сириус.Журнал рассказывает, как оно помогает и чем мешает.

Мерзкое чувство

Отвращение – наш спаситель. Оно бережет нас от потенциальной опасности и часто спасает жизнь. Благодаря этому чувству мы не станем есть незнакомую и гнилую еду, будем держаться подальше от чужих телесных выделений и открытых язв, чтобы не занести инфекцию.

Универсальный пусковой механизм отвращения – ощущение того, что рядом есть что-то ядовитое и заразное. Абсолютное большинство людей испытывает это чувство к универсальным раздражителям: экскрементам, гнили, виду чего-то больного или умирающего.

Вместе с тем отторжение способны вызывать и внешность других людей, их действия и даже идеи. На это часто влияют индивидуальные особенности, а также нормы и традиции, которые в разных культурах отличаются. Например, поедание кузнечика или личинки шелкопряда, скорее всего, вызовет отвращение у западного человека, но не произведет такого же впечатления на азиата.

В своем стремлении защитить организм с помощью отвращения мозг часто отворачивает от непохожих на нас людей. Например, от плохо пахнущих бездомных в грязной одежде, ведущих себя антисоциально (срабатывает сразу несколько триггеров). Это же относится к представителям других культур, которые сильно отличаются от нас внешне. Например, неприятными могут показаться женщины индийского племени апатани, которые вставляют в нос огромные пробки. Так отвращение может привести человека к ксенофобии и дегуманизации.

Гадость по науке

Другими исследователями отвращения в начале XX века стали два венгерских ученых – Аурел Колнаи и Андраш Ангьял. Колнаи отвергал слух как одно из физических чувств, с помощью которого мы идентифицирует отвращение. Он утверждал, что нет такого звука, который сравнится по степени мерзости с запахом гнили. Эталонным объектом отвращения для него был разлагающийся труп, причем он отмечал, что эта эмоция возникает не от осознания факта разложения, а от самого процесса – того, как мертвое тело меняет цвет и форму, приобретает запах и т.д.

Психологические аспекты отвращения подробно изучал американский психиатр венгерского происхождения Андраш Ангьял. Он утверждал, что запахи, вкусы, звуки и прочее не могут быть отвратительны сами по себе – важно то, как мы их воспринимаем. В качестве доказательства ученый приводил пример из личного опыта, когда он спутал запах клея со смрадом разложения. Разобравшись с источником, исследователь поменял негативное отношение к запаху на нейтральное и даже позитивное – столярка вызывала у него положительные эмоции.

И хотя современные ученые сходятся на том, что Ангьялу в его исследованиях не хватало объективности, его наблюдения стали толчком для дальнейших работ в этой области.

Например, Пол Розин, опираясь на опыт своего соотечественника, экспериментально подтвердил, что отвращение мотивируется исключительно идеей. Это, например, объясняет почему из двух шоколадных конфет – обычной формы и в виде собачьих фекалий – человек скорее выберет первую, даже зная наверняка, что обе не просто безопасны, но и одинаковые на вкус.

В 1986 году Розин опубликовал работу, в которой ввел понятие «симпатической магии», или «магии подобия». Так он описывал идею, согласно которой схожие по внешнему виду или взаимодействующие друг с другом предметы образуют сверхъестественную связь, поэтому имеют схожие свойства. На этом основаны магические системы мышления в традиционных культурах, а также верования и запреты.

Схожим образом работает отвращение, подтвердили опыты Розина. Например, в одном из них в стакан с соком помещали стерилизованного мертвого и абсолютно безопасного для здоровья таракана, но испытуемые все равно отказывались пить.

Шкала отвращения

У каждого человека свой порог отвращения, поэтому Розин с соавторами составили 32-балльную шкалу. Чтобы определить свою чувствительность ко всяким гадостям, можно пройти тест с вопросами из семи областей: еда, животные, продукты жизнедеятельности, сексуальные отклонения, «нарушение целостности оболочки тела» (например, кровотечение), плохая гигиена и смерть. Например, вы шли по бетону и наступили на червя. Насколько мерзким будет для вас этот опыт?

Кино и японцы

В Японии есть телешоу, где девушки соревнуются в поедании цикад, а в классификации фильмов ужасов существует отдельный жанр – боди-хоррор, концентрирующийся вокруг трансформаций и болезней человеческого тела.

Но зачем мы смотрим на то, что нам отвратительно?

Иногда мы испытываем удовольствие от вещей как раз потому, что они неприятны, уверен Розин. Они нам нравятся, потому что мы можем испытывать сильные эмоции – страх, боль или отвращение – без риска для жизни. И эта возможность противостоять угрозе дарит приятное чувство контроля над ситуацией. Когда мы едим очень острый соус или смотрим очередной ужастик, мы испытываем удовольствие, потому что управляем чем-то страшным и опасным, переводя его в безопасную плоскость.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube