Городское образование // Новость

Найдем решение: как школьные службы примирения помогают решать конфликты


Найдем решение: как школьные службы примирения помогают решать конфликты
Фото: proprikol.ru

Каждый день ребенок учится решать различные задачи: учебные, творческие, коммуникационные. Случается, что во время общения возникают конфликты, помочь разрешить которые может школьная служба примирения (ШСП). О работе с одним из таких случаев рассказала куратор ШСП школы № 1534 «Академическая» Светлана Коцегой.

Школьные службы примирения (ШСП) – это команды единомышленников, взрослых и детей, которые помогают решать возникающие в образовательном учреждении конфликты и споры. В прошлом году в Москве с их помощью разрешили почти две тысячи конфликтных ситуаций, а участниками программы стали около 3800 учеников. Школьные службы создают в качестве еще одного ресурса для формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей.

В Школе № 1534 «Академическая» мама школьника обратилась в службу примирения: у ее сына возникли проблемы в общении с одноклассницей. Мальчик пожаловался, что девочка обзывает его неприятными прозвищами, смеется над ним, может толкнуть. Мама написала куратору ШСП с просьбой помочь наладить отношения. О существовании такой службы знают все сотрудники, дети и родители образовательного учреждения – их знакомят с особенностями работы ШСП и восстановительными программами, которые в ней применяют.

В основе работы службы лежат программы восстановительного подхода – участники конфликта вместе обсуждают возникшие недопонимания.

К решению проблемы привлекают всех вовлеченных в конфликт людей. Это обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. На встрече создается атмосфера доверия. За это отвечает медиатор – ведущий встречи. Когда дети не чувствуют угрозы, знают, что нет стремления наказать обидчика, они начинают вместе искать пути решения. Взаимные упреки прекращаются, когда каждая сторона принимает свою ответственность за сделанное. Начать честно и открыто высказывать свое мнение – непросто, но постепенно участники встречи раскрываются, у них получается говорить о своих чувствах.

В приведенном примере специалисты службы поддержки пригласили на примирительную встречу мальчика и девочку. Они оба по очереди рассказали свое видение ситуации. Оказалось, что девочка хотела обратить на себя внимание, подружиться, но не знала, как правильно это сделать. Мальчик, в свою очередь, рассказал, что его обижали слова и поступки одноклассницы. Он грубил в ответ, потому что хотел постоять за себя. Так стало понятно, что причина конфликта – в неумении детей выстраивать уважительные отношения. По итогам разговора составили условный примирительный договор – это предложения детей, согласованные и одобренные на встрече, записанные медиатором – нейтральной стороной. Как и в любом договоре, в таком документе прописываются участники, решения и сроки.

Мальчик и девочка из этого примера пообещали общаться друг с другом экологично и обсуждать возникающие трудности и достижения в коммуникации. Они решили, что один раз в неделю будут рассказывать, удается ли им выполнять договоренности, что мешает их исполнению, какая требуется помощь. В договоре указали, что участники сами решают, кому рассказывать о своем прогрессе – специалисту ШСП или классному руководителю, которого предварительно информируют о деталях договора. Позже, когда дети сообщили, что помощь им больше не нужна, условия договора признали выполненными.

Кроме того, герои этого примера проявили инициативу и решили к классному часу вместе подготовить информационное выступление на тему: «Конфликты и пути их решения». В результате дети узнали, как разрешать сложные ситуации – встретиться и обсудить, внести предложения, принять общее решение, слышать и слушать каждого.

Информация для родителей и детей о том, когда прибегают к помощи службы, размещена на сайте и в социальных сетях образовательной организации. Контактный номер телефона также есть на сайте школы. Узнать подробнее о создании ШСП можно на сайте Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube