Городское образование // Статья

Неизвестный Островский: московские педагоги посетили выставку к юбилею драматурга в Доме И.С. Остроухова


Неизвестный Островский: московские педагоги посетили выставку к юбилею драматурга в Доме И.С. Остроухова
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Новое мероприятие Клуба полезного досуга Корпоративного университета состоялось в отделе Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля – Доме И.С. Остроухова в Трубниках. 17 мая педагоги посетили выставку «Театр Островского. Контексты», приуроченную к 200-летию со дня рождения драматурга.

В начале встречи участники Клуба познакомились с историей дома и биографией мецената, коллекционера и художника Ильи Остроухова. Илья Семенович был видным искусствоведом своего времени, после смерти Павла Третьякова он возглавлял Попечительский совет Третьяковской галереи. Его дом славился на всю Москву – здесь бывали Валентин Серов, Федор Шаляпин, Сергей Дягилев, Анри Матисс. В собрании Остроухова были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшая коллекция русских икон.

В 1979 году особняк передали Государственному литературному музею. После реставрации здание было восстановлено в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века с сохранением внутренней планировки и элементов декора. С 1992 года дом Остроухова получил статус выставочных залов Гослитмузея, и в настоящее время здесь проходит выставка, посвященная великому русскому драматургу – Александру Николаевичу Островскому.

Москва играла значимую роль в произведениях Островского: в 28 пьесах действие происходит именно в Москве. Об Островском распространен также миф как о «певце Замоскворечья».

Драматург прожил в этой части Москвы всего три года, но тем не менее он сохранил память о малой родине и писал в своих произведениях, опираясь на замоскворецкий быт, имея в виду все московское купечество – жившее в центре города, на Таганке и Замоскворечье. Интересный факт, что помимо героев из купеческой среды, он впервые описывает в произведениях актеров.

Уже в юном возрасте Островский хотел стать писателем. Он учился в первой московской губернской гимназии, по настоянию отца-адвоката поступил на юридический факультет, но не окончил его. После того, как Александра Николаевича исключили из университета, отец определил его на службу в Совестный суд и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. Служба дала ему сюжеты для будущих пьес: он записывал все дела, которые проходили через него. «Что не дело – то комедия», – вспоминал позднее Островский.

На выставке педагоги увидели уникальные и ценные экспонаты: бюро, принадлежавшее драматургу, серебряный венок, подаренный к 40-летнему юбилею Островского, фотоальбом, табакерка с 24 бриллиантами от императора Александра III, чернильный набор, папка для адреса. Известно, что Александр III был почитателем Островского. Император очень любил театр, за один только сезон он посетил 34 спектакля, по вечерам читал произведения Островского.

Участники Клуба познакомились с залами, посвященными пьесам «Гроза», «Бесприданница», «Лес», историческим произведениям «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Театральную атмосферу воссоздают инсталляции, отсылающие к пьесам, элементы костюмов из постановок пьес Островского, зарисовки-эскизы художника Бориса Кустодиева.

На выставке педагоги погрузились не только в контекст произведений Островского, но и узнали о его отношениях и связях с современниками.

Влюбившись в актрису Любовь Косицкую, специально для нее Островский написал роль Катерины. Успех пьесы был колоссальный.

«Гроза гремит в Москве», – говорили в то время в городе. В конце жизни Александр Николаевич написал пьесу «Без вины виноватые», взяв за основу свои непростые отношения с незаконнорожденными детьми от первого брака.

На выставке показан не только Островский – драматург, но и переводчик. Александр Николаевич знал семь языков, переводил Шекспира, Мора, Сервантеса, что оказало влияние и на его собственное творчество. Так, его пьеса «Гроза» отсылает к шекспировской «Буре».

Второй частью заседания стал диалог педагогов с заведующей Домом И.С. Остроухова, куратором выставки Мариной Красновой. Она рассказала об этапах создания выставок – от разработки идеи до взаимодействия с фондовыми отделами и отбора экспонатов. Выставки о трэвел-блоге Маяковского, русском сентиментализме, подарившем нам знаки препинания как средстве выражения чувств, и другие проекты Гослитмузея ставят своей целью разговор о современности.

«Нам очень важно задать посетителю вопросы, на которые ему хотелось бы самостоятельно найти ответы. Выставка – это некий образовательный ресурс, история для работы с детьми и подростками. У нас схожие задачи с педагогами, мы можем делать многие истории совместно. Такие встречи помогают выстраивать диалог, мы пытаемся говорить на одном языке. Когда я делаю выставку, для меня важно присваивание себе автора, текста, произведения, это вызывает желание познавать и разбираться дальше. Важно сформулировать концепцию, когда мы не просто говорим о писателе, об эпохе, а находим точки соприкосновения с современностью. В этом же заключается совместная работа педагога и учеников, когда они переживают свой собственный опыт через текст, произведение, биографию автора. Островский не просто вытаскивает на сцену купечество, но простой народ, то что дальше будет у Горького, Чехова», – подчеркнула Марина Краснова.

Педагоги получили дополнительные знания не только об Островском, но и о разнообразных способах подачи информации, что можно использовать на практике, в работе с детьми.

«Выставка очень увлекательная, дана интересная интерпретация, каждый открыл для себя что-то новое – и в Островском, и в его произведениях. Я здесь не первый раз. Те, кто создают тут выставки, оставляют место метафоре, создают атмосферу, образ, чтобы передать эпоху, в которой создавал свои произведения писатель. Я здесь учусь тому, как можно рассказывать о литературных произведениях и писателях. В школе я работаю с детьми, мы не только проводим экскурсии, но и сами создаем выставки. Рассказать о том, как создаются выставки, достаточно сложно. Всегда увлекательно слушать рассказ куратора о создании выставки», – поделилась педагог-организатор школы «Свиблово» Ольга Чурсина.

«Для себя я открыла новое музейное пространство Москвы, мне было очень интересно послушать историю хозяина дома. Для меня это стало прекрасным дополнением к экскурсии. Мои ученики – будущие студенты театральных вузов столицы. Мы изучаем литературы на профильном уровне. Эта выставка была бы замечательным дополнением к урокам литературы. Уникальность этой выставки – то, что Островский показан в контексте культурного театрального пространства, начиная с Гоголя и заканчивая театром Чехова. Она расширяет знания об истории театра, новаторстве драматургии Островского. Островский действительно создал репертуар русского национального театра, его 48 пьес не утратят своей актуальности никогда, мы будем еще долго его открывать. Последнее мое открытие – пьеса «Комик XVII столетия», – рассказывает о рождении русского театра вообще», – отметила учитель русского языка и литературы школы № 123 Елена Синкевич.

Клуб полезного досуга – просветительский проект Корпоративного университета московского образования для учителей, запущенный в Год педагога и наставника. Учителя посещают выставки, экспозиции в ведущих музеях столицы по литературе, истории, краеведению, биологии и вместе с научными экспертами обсуждают преподавание в школе тем, связанных с искусством и естественными науками. Анонсы предстоящих встреч и полезные материалы можно найти в телеграм-канале Клуба полезного досуга.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube