Городское образование // Статья

Как преподавать Достоевского в школе: московские учителя обсудили современное прочтение творчества писателя

Они осмотрели комнату литературного классика, услышали о его детстве, жизненном и писательском пути и узнали о развенчивании популярных мифов о писателе.

Как преподавать Достоевского в школе: московские учителя обсудили современное прочтение творчества писателя
Иллюстрация: livelib.ru

14 апреля столичные учителя – участники Клуба полезного досуга провели очередное заседание, на этот раз в Московском дом Достоевского. Педагоги посетили лекцию о творчестве писателя и совершили экскурсию по музею. Встречу клуба традиционно организовал Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки.

Московский дом Достоевского – отдел Государственного музея истории российской литературы (ГМИРЛИ) имени В. И. Даля, расположенный в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, здании в стиле «классицизм» 1806 года. Это дом детства Достоевского, где в нескольких комнатах жила вся его семья. Тогда под окнами была улица Новая Божедомка, теперь носящая фамилию писателя. Еще ребенком Достоевский ежедневно видел своих будущих персонажей, «бедных людей», которые толпились здесь в поисках врачебной помощи. В соседнем здании располагалась сама больница, где работал отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский.

В доме на Божедомке будущий классик литературы прожил с 1823 по 1837 год. О детстве он вспоминал с любовью и свои детские впечатления считал драгоценными. Его отец активно участвовал в воспитании детей. Большую роль в формировании их характеров сыграла и мать писателя, которая прививала детям любовь к литературе и всему возвышенному.

Музей Ф.М. Достоевского открылся в квартире детства писателя в 1928 году. В годовщину 200-летия писателя – 11 ноября 2021 года – первым посетителем обновленной экспозиции, разместившейся на трех этажах здания, стал Президент России Владимир Путин.

В зале «Москва Достоевского» педагоги узнали о памятных местах города, где прошли детство и отрочество писателя. Так, Марьина роща, где он гулял с другими детьми, описана им во сне Раскольникова. Участники Клуба побывали в жилых комнатах квартиры, посетили детскую маленького Федора, где он жил с братом. Вместе с экскурсоводом педагоги прошли по залам второго этажа, в которых представлен драматичный, насыщенный событиями и трудами жизненный путь Достоевского.

После экскурсии заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе, руководитель Московского дома Достоевского Павел Фокин рассказал о современной трактовке биографии писателя и его произведений. Из лекции учителя узнали о современных подходах к пониманию жизни и творчества Достоевского.

«Личность и исполненная драматизма судьба Достоевского стали предметом разнообразных мифов и интеллектуальных спекуляций. Многие из них, искажая подлинный облик писателя, прочно вошли в массовую культуру. Не избежал мифологии и образ, который преподносится школьникам и студентам. И это несмотря на то, что наука о Достоевском, опираясь на документальные факты и объективные свидетельства, давно развеяла все домыслы и сплетни. Экспозиция Московского дома Достоевского построена с учетом этих сведений и предлагает посетителю увидеть Достоевского в более адекватном освещении. То же можно сказать и о романах Достоевского, которые имеют более чем вековую историю изучения и интерпретации, и так же порой истолковываются превратно и ошибочно», – отметил Павел Фокин.

В ходе встречи учителя отметили, что узнали много новых и интересных фактов из жизни и творчества писателя, которыми уже в ближайшее время поделятся с учениками на уроках.

В апреле участников Клуба полезного досуга ждет ряд мероприятий. 19 апреля учителя посетят Музей истории литературы ХХ века (отдел Государственного литературного музея) и обсудят творчество Платонова, Мандельштама и Булгакова. 25 апреля они примут участие в экскурсии по окрестностям Пречистенки и дискуссии «Краеведение в системе образования: новые вызовы и перспективы развития». 27 апреля – встретятся с общественным деятелем, президентом Фонда Солженицына и вдовой писателя Наталией Дмитриевной Солженицыной.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и поддержку педагогов, преподавателей дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги могут поучаствовать в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице – конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце.

Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube