Городское образование // Интервью

Наставник педагогов и директор школы № 1518 Марина Фирсова: «Я научилась считать до десяти, прежде чем принимать решение»


Наставник педагогов и директор школы № 1518 Марина Фирсова: «Я научилась считать до десяти, прежде чем принимать решение»

Каждый год во всех школах страны 1 сентября звучит песня «Школьный корабль». Музыку к этой песне написал композитор, общественный деятель, педагог, народный артист России Георгий Александрович Струве. Будучи студентом Московской консерватории, он организовал первую в стране детскую хоровую студию «Пионерия», создал новую форму музыкального образования детей, в основе которой лежит хоровое пение.

Георгия Александровича Струве считает своим наставником его ученица – директор школы № 1518, заслуженный учитель школы Российской Федерации, народный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Марина Фирсова.

В Год педагога и наставника в рамках акции #УчитьВдохновлятьРазвивать Марина Михайловна рассказала, как повлиял на ее жизнь Георгий Струве, какие личные и профессиональные качества она переняла у него и как сама стала наставником для других.


– Марина Михайловна, как вы попали в хоровую студию Георгия Струве?

– Меня и мою сестру привели родители в эту студию. Студия «Пионерия» была названа так не случайно. Каждый хорист, каждый участник студии должен был быть лучшим везде – и в учебе, и в музыке, и в труде.

Георгия Александровича можно назвать нашим современником и подвижником. Мы жили в маленьком подмосковном промышленном городе Железнодорожный, в котором образовалась студия. Там было всего шесть школ, дети учились в две смены по шестидневной учебной неделе. Студия работала в воскресенье, потому что только в это время можно было организовать репетицию сводного хора. Это было очень счастливое время для нас. Мы много работали, трудились, были одержимы общим результатом, успехом, каждый ощущал высокую личную ответственность.

– В чем была особенность работы студии Струве?

– Георгий Александрович обладал потрясающим магнетизмом, который приковывал к себе всех, кто находился с ним рядом. Его профессионализм, умение работать с учителями позволили ему создать коллектив единомышленников, которые вели хор, занятия по фортепиано, сольфеджио, истории искусств.

Он сплотил вокруг себя родителей. Моя мама была председателем родительского комитета в течение десяти лет. Он организовал хор пап, который принимал участие во всех отчетных концертах вместе со студийцами.

Так, мой папа, который с детства очень любил песни, стал петь в этом хоре. Это общее дело очень объединяло всех – ребят, учителей и родителей. Дети очень радовались и стали заниматься с папами музыкальной грамотой. В мемуарах Георгия Александровича есть один эпизод, посвященный нашей семье.

«Помню, приходит папа Подольский на занятия и говорит:

– Георгий Александрович, пожалуйста, уймите моих дочерей. Галя и Марина мне совсем житья не дают. Только приду с работы, они уже тут как тут: папа, давай заниматься, ты сегодня еще не выучил уроки».

Мы очень много путешествовали по союзным республикам и городам, ездили на гастроли, были награждены путевками в «Орленок» и «Артек». Записывали песни советских композиторов в Доме радио, которые звучат и сегодня.

Георгий Александрович организовал специальный класс для тех ребят, которые хотели стать музыкантами или учителями музыки в школе. Для них был создан специальный учебный план, реализация которого позволяла поступить в лучшие музыкальные учебные заведения Москвы и России. Так, моя сестра Галя поступила сначала в московское Музыкальное училище имени Гнесиных, а затем окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных). И сегодня она работает в московской музыкальной школе, продолжая дело Георгия Александровича. Сестра добилась серьезных успехов, удостоена звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

– Какие качества своего наставника вы считали самыми главными?

– Мы дружили с Георгием Александровичем в течение всей его жизни. Его отличали профессионализм, умение работать с разными категориями учителей (а он вел хор у учителей Москвы и Московской области). И я постаралась увидеть и перенять его человеческие и профессиональные качества: умение много трудиться, преодолевать трудности и не сдаваться и – самое главное – понимание, что ничто в этом мире не дается даром. Важны только большой труд и постоянное развитие.

Наблюдая за ним, я усвоила, что для получения результата нужно всех объединить. Георгий Александрович умел найти те точки роста, которые приносили результат. Он умел зажечь всех, мы тянулись к нему. Он возил нас в летние лагеря, выходил с нами под аккордеон на физкультуру. В лагере мы проводили репетиции два раза в день, и никто не считал, что это трудно, потому что было интересно.

А когда интересно – то нет перегрузок. Умение не заставить, а показать, что это красиво и может быть великолепным результатом, очень притягивало нас.

Хочу пожелать каждому школьнику, чтобы у него был учитель, который смог бы увидеть в нем задатки способностей и таланта, раскрыть их, направить в нужное русло. Чтобы ребенок, учась еще в школе, определился с выбором профессии и спустя годы сказал: «Я счастливый человек, у меня был наставник».

– Почему вы решили стать учителем?

– Я сначала хотела стать врачом, потом в старших классах решила, что буду – вслед за Георгием Александровичем – педагогом. Я окончила школу с золотой медалью и долго думала, каким учителем я буду. Я любила анализировать информацию с ранних лет. Музыка тоже ведь строится на математике и логике.

Я всегда умела учиться – это очень хорошее качество, которое мне удалось пронести через всю жизнь.

Первые пять лет после окончания института я работала учителем математики в школе № 284 Дзержинского района (сейчас – школа № 1518), а затем смогла реализоваться в ней как руководитель.

– Расскажите, как вы сами стали наставником?

– Слово «наставник» не так часто использовалось в наше время. Но по сути своей мы всегда были таковыми. В нашей школе работает моя ученица Анна Михайловна Митина – заслуженный учитель Российской Федерации.

Когда Анна Михайловна после окончания института пришла на работу в школу – можно это время и считать началом моего наставничества.

Анна Михайловна – уникальный учитель. Я хотела, чтобы она стала учителем математики, ей так хорошо давался предмет, но она выбрала историю. И я нисколько не огорчена. Она состоялась, это один из лучших учителей истории и обществознания в Москве. Я этим очень горжусь. Наши дети показывают очень высокие результаты по обществознанию из года в год. Анна Михайловна учится в течение всей жизни, она постоянно осваивает новые технологии.

Своим наставником меня называет Андрей Иванович Грабовский, директор школы «Свиблово», заслуженный учитель Российской Федерации, Лауреат Премии города Москвы в области образования. Мы с ним познакомились три с лишним десятка лет назад, когда он был совсем молодым студентом математического факультета. Мы по жизни идем вместе, советуемся всегда, делимся тем, что знаем. Это то, что делал Георгий Александрович: он делился с другими тем, что сам осваивал.

– Каким навыкам, на ваш взгляд, должен учить наставник?

– Самое главное умение – работать над ошибками. Очень важно разбирать их и не делать ошибки других своими. У нас есть традиция: каждую среду мы встречаемся с учителями и, если за неделю у кого-то в работе есть ошибки, то мы их разбираем – не чтобы поругать, а чтобы извлечь урок и предупредить. Мы проводим разбор, чтобы показать, как я вижу, как это могло бы стать лучше. Но я не навязываю свое мнение, потому что человек должен присвоить себе это знание, если он почувствует, что действительно та или иная технология принесет больший результат.

Важно, чтобы у человека, который считает меня своим наставником, были вопросы. Невозможно прийти и сказать: «делай так». Надо, чтобы человек понимал, в чем у него дефицит, и спросил: «а как лучше?»

– Советовались ли вы с Георгием Александровичем по профессиональным вопросам?

– Я рано стала директором. У меня поначалу возникали вопросы, как взаимодействовать с педагогами, которые много лет проработали в школе. Мне почему-то казалось, что их методики устарели, неправильно работают. Георгий Александрович однажды сказал мне, что я должна быть внимательна и терпеливо относиться к ним и смотреть на результаты: «Ты же не бываешь на каждом уроке этого учителя. Посмотри, какие у него ребята, какие у них успехи. Может быть, технологии, которые ты не принимаешь, у него работают». Он меня все время призывал быть очень осторожной в выводах. Я научилась считать до десяти, прежде чем принимать решение.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube