Городское образование // Статья

«С каждым годом работать интереснее»: о педагогической династии, больше 20 лет преподающей в столичном дворце детского творчества «Неоткрытые острова»


«С каждым годом работать интереснее»: о педагогической династии, больше 20 лет преподающей в столичном дворце детского творчества «Неоткрытые острова»
Фото: Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»

Система дополнительного образования Москвы – это целый мир возможностей для любого ребенка. Раскрыть свой талант, приобщиться к интересному занятию, найти увлечение или дело всей жизни помогают талантливые, влюбленные в свою профессию педагоги. Желание работать с детьми зачастую передается из поколения в поколение. По стопам родителей-педагогов идут их дети, образуя педагогические династии. Татьяна Афанасьевна Пугачева и ее дочь Арина Игоревна Пономарева работают вместе.

Во Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова» на северо-западе Москвы больше 20 лет назад пришла Татьяна Афанасьевна Пугачева. Художник по образованию, она работала в культурном центре «Митино», выставочном зале «Тушино». Здесь она получила и первый педагогический опыт – коллега попросила подменить на занятиях по рисованию. Общий язык нашла с детьми сразу – у самой в то время уже было двое детей.

– Решение перейти в дополнительное образование приняли вместе с коллегой-музыкантом, – говорит Татьяна Афанасьевна. – Узнали, что есть Центр детского творчества (так раньше назывался Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова») и туда требуются люди творческих профессий.

Первая программа, которую написала Татьяна Афанасьевна, называлась «Открой свой талант» – в 2010 году она победила на городском конкурсе образовательных программ и была опубликована в издательстве «Первое сентября».

Всего за время работы во дворце педагог написала восемь образовательных программ для ребят самого разного возраста – от дошкольников до старшеклассников.

– Меня радует, что дети на мои занятия бегут с удовольствием. Это не случайно. Стараюсь создавать атмосферу доброжелательности и открытости по отношению к детям. Но и о задачах педагога – научить новому, интересному, полезному – не забываю. Каждый месяц у нас чередуются дисциплины и жанры – живопись, натюрморт, лепка из глины, аппликация, оригами. Мы также изучаем историю искусств, творчество художников, стили архитектуры. Конечно, в теплое время года выходим на пленэры.

Татьяна Афанасьевна отмечает, что научиться рисовать можно в любом возрасте, но лучше начинать обучение, когда ребенок уже может уверенно держать в руках восковые мелки, карандаши. Работы ее учеников ежегодно участвуют в творческих конкурсах различного уровня – от районных до международных: «Новые вершины», «Поколение созидателей», «Московский кораблик мечты», «Огонь-друг, огонь-враг», «Мой район» и многих других. И неизменно становятся победителями.

– В этом году попробовали свои силы в Московском детском чемпионате «Мастерята», вышли в финал в компетенции «малярно-декоративные работы». Ждем результатов, надеемся на победу!

Третий год подряд студии «Вернисаж» под руководством Татьяны Афанасьевны Пугачевой присваивается звание «Ведущая творческая студия города Москвы».

Многие выпускники студии связали свою жизнь с искусством, например, поступили в Колледж архитектуры и строительства № 7, 26 КАДР и другие колледжи и вузы города Москвы.

– Кто-то уже работает архитектором, кто-то дизайнером. Мы поддерживаем связь, и ребята с удовольствием делятся успехами. Я работаю в дополнительном образовании больше 20 лет и с каждым годом работать все интереснее! Все это потому что есть все возможности развиваться и расти как педагог и как художник.

В свободные минуты Татьяна Афанасьевна обдумывает сюжет новой картины или тему следующего занятия для ребят. Любому педагогу нужно вдохновение. Татьяна Афанасьевна черпает его в своих учениках.

– Когда готовлюсь к занятиям, беру темы, которые интересны и актуальны для определенного возраста. У дошколят – это познание окружающего мира, времена года, животные, тематические праздники. У ребят постарше – творчество писателей, поэтов, произведения школьной программы.

Несколько лет назад во Дворец творчества «Неоткрытые острова» пришла преподавать и дочь Татьяны Афанасьевны – Арина Игоревна Пономарева.

– Мне всегда было интересно находиться на занятиях у мамы. Хотя это случалось редко, но оставило глубокий след в детской памяти. Потом ходила во дворец на занятия танцами, японским языком. И вот теперь педагоги, которые раньше были наставниками, стали моими коллегами.

Арина Игоревна Пономарева закончила Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева. Когда училась на последнем курсе бакалавриата, решила попробовать себя в роли педагога. Написала программы для детей 8–12 лет «Зоодоктор» и «Юный ветеринар». Открылся набор в студию и… ребята с радостью стали приходить на занятия.

– Первое время я очень волновалась, как наладить контакт с детьми, как их увлечь, заинтересовать. Но, видимо, наша общая любовь к животным сделала свое дело. На занятиях я знакомлю с навыками доврачебной помощи питомцам, рассказываю о животном мире и проблемах экологии.

Полученные на занятиях знания ребята применяют на практике – дома ухаживают за своими любимцами. Ребята овладели навыками чистки ушей и зубов, стрижки когтей, бережному уходу за глазами питомца. Они умеют оказывать первую помощь, обрабатывать мелкие царапины, извлекать занозы и клещей. Ученики приобретают знания, благодаря которым более ответственно подходят к выбору нового «члена семьи».

Арина Игоревна ведет не только занятия по ветеринарии, но еще и очень интересное направление – мультипликацию.

– Такие известные мультипликаторы, как Мстислав Пащенко, Александр Алексеев, Юрий Норштейн, Уолт Дисней, Хаяо Миядзаки знакомили своих зрителей с персонажами из животного мира – медведями, рыбками, мышатами, котами, китами. Мультперсонажам были присущи человеческие качества и эмоции: доброта, переживания, грусть, ярость. Зная зоопсихологию, очень легко «оживить» пластилиновых персонажей мультфильмов. Вот и зародилась мысль стать еще и мультипликатором.

Мультфильмы снимаются в технике «стоп моушен». Здесь нет программирования, а есть работа с пластилином, декорациями, которые создают сами дети и наделяют каждого персонажа собственным характером.

– Обычно мы обсуждаем с ребятами тему следующей работы. Часто за основу берем какое-нибудь стихотворение, особенно, когда готовимся к праздникам. Но не забываем и про конкурсы, в которых активно участвуем. Кстати, студия «Мультипликация» также получила в этом году звание «Ведущая творческая студия города Москвы».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube