Хочу рассказать о значении научных трудов Бориса Михайловича. В науке Бим-Бад был глубок и интересен. В истории педагогики он был последователем идей Эвальда Ильенкова. Речь идет прежде всего о таких работах этого великого философа, как «Восхождение от абстрактного к конкретному» и «Единство логического и исторического». Кроме Бориса Михайловича, никто идеи этого ученого в истории педагогики не развивал.
Еще одна важная черта Бим-Бада заключается в том, что он старался постоянно актуализировать историко-педагогическое знание, не просто следуя старому принципу – реконструировать то, что было, а показать, что это знание востребовано сегодня.
Потому что опыт прошлого позволяет себя идентифицировать с некой традицией и полнее, глубже осознать те проблемы образования, с которыми сталкивается современное общество. И не только осознать, но и найти действенные пути их решения. Тем самым он через историю заглядывал в будущее, переосмыслив настоящее.
Поскольку я был его учеником, могу с уверенностью сказать, что он научил очень многому – и не только в профессиональном плане, но и в человеческом. Он научил меня милосердию и сочувствию к людям, он всегда всем очень помогал и поддерживал, не обращая внимания на негативные качества характера, которые есть у каждого.
Кроме того, он заинтересовал меня историей педагогики. Когда состоялась наша первая встреча в 1981 году, я работал в московской школе учителем истории и не мог даже предположить, что займусь наукой. А он сумел меня увлечь, привил вкус к педагогике, и все те методологические подходы, которые я использую в своих работах, восходят к идеям Бим-Бада. Как человек и как ученый я сформировался под его влиянием, и за это я ему очень благодарен.
Вообще Борис Михайлович был другом нашей семьи, и, когда я сообщил своим родным о его смерти, для всех это стало трагедией.