Качество образования // Интервью

Максим Казарновский: «Откуда брать силы, вдохновение, мотивацию – это самый большой вопрос современного учителя. Московский Салон образования поможет ответить на него»


Максим Казарновский: «Откуда брать силы, вдохновение, мотивацию – это самый большой вопрос современного учителя. Московский Салон образования поможет ответить на него»
Фото: bel.kp.ru

23–24 марта на ВДНХ пройдет десятый Салон образования. За эти годы мероприятие стало одним из самых узнаваемых брендов отрасли: ему доверяют тысячи педагогов, руководителей учебных заведений, родителей более чем 30 стран мира. «Вести образования» поговорили с директором ММСО Максимом Казарновским о самых важных событиях Салона образования.


С чего начинался Салон образования 10 лет назад? Какие у вас были ожидания и как изменился подход к организации за эти годы?

– Мы начинали с простой выставки образовательных технологий – тогда была задача собрать весь рынок образования с точки зрения производителей, учебного оборудования и пособий для обучения. Достаточно бесхитростная полноценная выставка. Но мы уже тогда понимали, что образование – это интеллектуальная сфера, а не технологическая, и рассматривать оборудование отдельно от образования странная и нелогичная конструкция. Выставка без формы оказалась невозможна.

А ответа на вопрос, каким образом синхронизировать образовательный процесс, образовательные результаты и поставщиков оборудования, тогда не знал никто.

Два космоса – производителей и потребителей не пересекались. Мы подумали, что салон должен стать местом синхронизации очень непохожих друг на друга сообществ, у которых даже язык коммуникации очень разный. Но при этом стояла задача тянуть горизонтальные связи и строить преемственность образовательного процесса.

Эта стратегия оказалась верной?

– По ходу нашего развития мы наблюдали, как менялось отношение к салону. Сначала это был такой очень государственный проект, и люди воспринимали его как место позиционирования государственной политики, приходили в первую очередь послушать представителей регуляторов от образования. Постепенно мы усиливали долю экспертного сообщества и общественной повестки. Сейчас мы называем салон пространством общественного диалога и межведомственного взаимодействия. Но не менее ценно и важно то, что мы учитываем интересы и запросы всех участников образовательного процесса – в этом смысле салон стал очень многогранным и многоликим. Мы стараемся балансировать между интересами семьи, ребенка, системой образования всех уровней, управлением государством, управлением внутренним миром человека. Салон – это про то, как сложно устроено наше общество, а образование – проекция того, как сложно и непросто устроены мы.

Бизнес не остался в стороне?

– Все эти годы мы пытаемся интегрировать бизнес в содержательный разговор. Это сложно, потому что разрыв между производством технологии и пониманием, для чего она нужна, достаточно большой. У нас был недавно разговор с крупной фабрикой, которая производит товары для дошкольного образования. Когда мы пробуем разобраться, почему они производят тот или иной продукт, как он методически прорабатывается до запуска в производство, получаем печальный ответ: «У нас есть дети, мы посмотрели, что их интересует, поэтому так». И это крупная фабрика с большой продуктовой линейкой. Этот разговор состоялся в прошлом году, а 10 лет назад методический разрыв, отсутствие преемственности построения правильного продукта для влияния на образовательную программу были еще более колоссальными. За годы проведения салона осознанность наших участников сильно возросла.

Но потребности у участников образовательного процесса все равно остались разные? Какие они у ребенка?

– Ребенку важно по мере своего взросления разобраться, как он устроен, важна возможность узнать себя, вступить с самим собой в диалог. Мне кажется, это самая большая ценность, которую ребенок может получить в школе: чем больше проб, ошибок и разностей будет задействовано в диалоге с ним, тем точнее он сможет понять, принять и осознать свой путь. Это даже не про выбор профессии, а вообще про то, что его интересует, это взаимодействие с внутренним миром ребенка и поиск его интересов. Если ответ на этот вопрос будет найден в рамках системы образования, то все инвестиции, которые государство вкладывает в образование ребенка, будут оправданы. Любые метания в выборе вуза, работы – это демонстрация неэффективности работы системы образования, которая должна постоянно переучиваться и работать над своими ошибками, а ошибка зарождается в самом начале образовательного процесса.

Педагогу нужно руководствоваться интересами ребенка как сложной системой, которая требует очень чуткого отношения: с таким ребенком должен быть невероятно осознанный разножанровый учитель, которому интересно с самим собой, с предметом.

С одной стороны, такой педагог стремится к некоторому упрощению собственной жизни и пользуется тем, что государство ему предлагает в качестве готового решения. Но, с другой стороны, для того чтобы оставаться в профессии, иметь чувство собственного достоинства, нужно очень много с самим собой разговаривать и «строить» себя. Откуда брать силы, вдохновение, мотивацию – это самый большой вопрос современного учителя. Салон как раз про вдохновение и мотивацию: мы пытаемся создавать безопасную среду, чтобы у педагога появились инструменты и возможности для внутреннего гармоничного роста, поддерживающие системы, которые мы в рамках салона пробуем создавать. Это сложно, но, если учитель хочет остаться в профессии, другого варианта нет.

Эта сложность не отпугнула аудиторию?

– Как площадка с максимально широким охватом и доверием, мы свою миссию как раз в том и увидели, чтобы сделать информацию максимальной понятной, «заземлить» тренды. Потому что мы понимаем, насколько сложен для восприятия профессиональный язык. Как только темы или проекты заходят на салон, они тут же начинают лояльно восприниматься сообществом. При этом такое заземление не понижает градус дискуссии, ее содержание и глубину. Сейчас наша миссия заключается в том, чтобы сделать государственную политику понятной и прозрачной. В этом году наша задача – сделать навигацию по государственным проектам и новым трендам, которые достаточно сильно обновились. Наша самая большая забота – объяснить сообществу, как всем этим пользоваться «на земле». Особенно много недопонимания по поводу вертикальных проектов и идей. Сейчас государственная политика во многом строится на слове «единый» – единое образовательное пространство, единая программа, единый учебник. Возникает ощущение катка, который вычищает пространство и лишает нас воздуха, но это не так. Наша задача – показать, что государство обеспечивает унифицированный фундамент, а весь воздух остается в нашей вариативной внеурочной деятельности. На конференции мы покажем и докажем, что непохожесть и нативность – это тоже часть государственной политики и содержания образования. Мы поможем найти этот баланс в каждой предметной области.

Может, учителю проще просто выполнять все, что требует государство?

– Сейчас есть развилка упростить мир, схлопнуть себя и свою педагогическую деятельность до некоторых универсальных сценариев, которые предлагает государство. Но мне кажется, что это неправильное прочтение предложенной рамки. Потому что государство упрощает доступ к фундаментальным знаниям и базе – в этом смысле да, должен быть единый подход в каждом населенном пункте России. У каждого ребенка должна быть возможность получить качественный стандартизированный набор знаний. Но в действительности вариативная личность – это то, что остается в пределах профессиональной зрелости педагога. Поэтому у учителя запрос, с одной стороны, свою жизнь упростить, а с другой – остаться в профессии. Эти инструменты можно сочетать – и салон дает ответы на эти вопросы.

У родителей есть аналогичная развилка?

– Родители сейчас очень разные. Новый родитель хочет быть частью образовательного процесса и понимать, что происходит с ребенком. Но чтобы понимать это, нужно очень много инвестировать в себя. Александр Асмолов говорит, что самая сложная профессия – это быть родителем. С этим утверждением я согласен, потому что это действительно профессия, а не то, что Богом дано – вот ты родил ребенка, и дальше ничего делать не нужно. Нужно соответствовать, а для этого нужно размышлять над самим собой и заниматься собственным развитием. Это два неразрывных процесса – инвестировать в ребенка через инвестицию в себя, параллельно эти процессы происходят редко.

О трендах в образовании планируете рассказывать?

– В этом году соблюден баланс с учетом трендов, которые не утратили своей актуальности. В топе остаются адаптивное обучение, концепция lifelong learning, или непрерывное образование на протяжении всей жизни, которая сохраняет целостность всей системы образования, метод 4К и инклюзия в широком смысле слова. Что касается инклюзии, то о ней изначально были заложены представления, связанные с ограничениями по состоянию здоровья. Но если смотреть на мировой контекст, то это история про непохожесть, про разные культуры, национальности, да просто про талантливого ребенка! А уметь взаимодействовать с непохожими – это тренд. Для нас это особенно актуально в свете событий, когда в школу приходят дети из разных сред, с разными судьбами.

А как же цифровизация?

– Мы до сих пор не договорились, что это такое. Есть инфраструктурная цифровизация, которая должна нас окружать с точки зрения возможностей, а есть цифровизация с точки зрения содержания и организации образовательного процесса – все это разные элементы одного и того же. Хоть пандемия и сделала нас более технологичными и цифровыми, все равно есть разночтения.

Новой реальностью я бы считал глокализацию – это такое фантазийное слово, состоящее из двух: глобализация и локальность.

Кажется, что оно отвечает сегодняшнему запросу во всем мире, потому что это как антитеза глобализации, когда нужно было отказаться от себя в пользу глобальных корпораций и смыслов в ущерб локальным. Сейчас у каждого цивилизованного игрока есть запрос на то, чтобы оставаться в глобальном контексте, но не отказываться от идентичности, культуры, экономики, производить смыслы и технологии внутри себя. Это очень созвучно с российской действительностью в образовании. Я уже говорил про проекты со словом «единый» – они будто очерчивают рамку. Но даже в ней у ребенка, семьи, учителя, образовательного учреждения, региональной системы образования есть запрос на непохожесть. Эту непохожесть в глобальной рамке мы будем исследовать на салоне. Звучит как будто бы просто, но, с другой стороны, очень глубоко. Кажется, что мир упростился до ответов «за – против», «согласен – не согласен» – какая-то банальная двухтактность. Но на самом деле все сложнее.

Геополитика как-то повлияла на мероприятие?

– Произошли серьезные изменения в связи с тем, что с рынка ушли крупные международные корпорации, которые определяли технологическое развитие образования и влияли на смыслы. За минувший год мы пересобрали всю продуктовую линейку, собрали максимум из того, что можно собрать. На предстоящем салоне запланирована большая программа российских производителей, которые поддержаны Минпромторгом и правительством, подготовлена дорожная карта по развитию учебного оборудования и пособий. Знаю, что региональным системам очень важно посмотреть офлайн, что осталось эффективного для организации образования. В этом смысле выставка будет классной и полезной.

Один из акцентов в программе салона сделан на работе классных руководителей. Почему?

– Из-за недооцененности этой роли. В нашем представлении классный руководитель – это основной медиатор в школе: он понимает, что происходит с каждым ребенком в классе, он может дать навигацию для ребенка по тем проектам и идеям, которые будут полезны для него в мире. Классный руководитель – и медиатор, и диагност. Он может вовремя оказаться рядом, указывает траекторию и создает обволакивающую, комфортную среду.

В этом смысле школа – гораздо более лакмусовая бумажка, чем семья, потому что в семье ребенок знает, как скрыть что-то, а в школе он раскрывается, здесь можно подхватить длинные, только зарождающиеся сложности. Классный руководитель – это глаза и душа, сердце школы, которое может вовремя увидеть и вступить в диалог.

Мы бы хотели, чтобы итогом салона этого года стал скрипт понимания роли классного руководителя с ее описанием. Мы попробуем эту роль публично зафиксировать и передать регулятору. Потому что, если мы об этом договоримся, это уже будет не формальное внимание к роли классного руководителя, а подтвержденный запрос на большого медиатора внутри системы образования. Мы верим в эту медиативную роль и в то, что к классному руководителю должно быть приковано внимание и уважение. И это должна быть не просто надбавка 5–10 тысяч рублей за классное руководство, а факт осознанности прихода на эту роль. Нам бы хотелось изменить это в сознании самих педагогов.

Почему важно проводить салон офлайн? Онлайна недостаточно?

– Одно не вместо другого. Онлайн дает большую свободу, вариативность и экономию времени, но процесс обмена энергией и более глубокое погружение все равно происходит в личном общении. В этом смысле гибридная реальность – самое яркое, эффективное следствие пандемии. Офлайн можно сократить в несколько раз, но нельзя убрать полностью: он обязателен для того, чтобы мы поняли, что сохраняемся как человеческий вид, у нас есть запрос на тактильность, создание атмосферы, команды – это важная часть, которая ускоряет все процессы. Офлайн стал бутиковым жанром, который придает ценность процессам, идеям, проектам. Мы специально делаем гибридный вариант мероприятия. Два первых дня чисто офлайновых посещений, потому что право первой ночи тем, кто пришел на салон. Но основная аудитория до нас, конечно, не доезжает: охваты и интерес к мероприятию гигантские и внутри страны, и за рубежом – в режиме онлайн за событиями следят представители русскоязычного профессионального сообщества из более чем 30 стран. Мы прозрачны для всего мира. Все события салона будут доступны онлайн уже 1 апреля.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube