Образовательная политика // Тема дня

«Разговоры о важном» в педвузах, советники по воспитанию в школах, российские мессенджеры вместо WhatsApp

О чём говорили на всероссийском совещании с руководителями общеобразовательных организаций и муниципальных органов управления образованием.

«Разговоры о важном» в педвузах, советники по воспитанию в школах, российские мессенджеры вместо WhatsApp
Иллюстрация: culture.ru

20 февраля в социальной сети «ВКонтакте» состоялось всероссийское совещание с руководителями общеобразовательных организаций и муниципальных органов управления образованием. Обсуждение было посвящено вопросам развития суверенной национальной системы образования.

«Синхронизировать и упорядочить»

В своем выступлении министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что в 90-х годах было разрушено единое образовательное пространство, а «сегодня постепенно, выстраивая суверенную систему образования, мы приходим к лучшим традициям советской системы образования и отечественной педагогики».

При этом он подчеркнул, что эти процессы не означают изоляции – по его словам, «лучший опыт других стран будет изучаться».

Главной задачей станет построение единого образовательного пространства, ключевыми направлениями развития которого станут обновление ФГОС и введение федеральных основных образовательных программ по трем дисциплинам начальной школы – русскому языку, литературному чтению и «Окружающему миру» и по шести предметам основной школы – географии, литературе, русскому языку, истории, ОБЖ и обществознанию.

Министр призвал учителей не разрабатывать свои программы, а использовать единые.

При этом те школы, которые имеют статус федеральных или региональных инновационных площадок, могут работать по своим программам на основе министерских.

По физике, химии, информатике и другим предметам до конца учебного года также планируется разработать единые программы, но относительно них требования не такие жесткие, как по гуманитарным дисциплинам: учителя вправе составлять свои программы по предметам естественно-научного цикла, но по уровню не ниже федерального.

«Это фактически как и было в советское время», – констатировал министр.

В дополнение к образовательным программам Министерство просвещения утвердило перечень учебников – по каждому предмету один. Как пояснил Сергей Кравцов, сейчас, пока идет переходный период, можно использовать те учебники, которые имеются в существующем перечне, но по возможности использовать учебники уже из нового перечня.

Параллельно соответствующая работа ведётся с педагогическими вузами и колледжами – принято ядро педагогического образования, которое синхронизировано с содержанием школьного образования.

«Разговоры о важном» теперь в педвузах, а советники по воспитанию – в каждой школе

Единые программы с единым календарным планом мероприятий устанавливаются и в сфере воспитания. Сергей Кравцов призвал учителей не принимать участие в тех мероприятиях, которые не согласованы с Министерством просвещения и которые «ни к чему хорошему не приводят и не нужны». Чтобы защитить школы от тлетворных влияний и упорядочить эту работу, соответствующие письма со списком правильных мероприятий направлены главам субъектов РФ и директорам школ.

В части воспитательной работы будут продолжаться уроки «Разговоры о важном» по понедельникам, которым предшествует торжественная церемония поднятия флага, сопровождаемая исполнением государственного гимна. Кроме того, министерством принято решение, что «Разговоры о важном» теперь будут вестись и в педвузах.

«Эти уроки должны быть неформальные, на них должны обсуждаться вопросы, которые интересуют школьников, которыми живёт наша страна», – подчеркнул Сергей Кравцов.

В каждой школе к 2024 году должны появиться школьный театр и спортивный клуб – таковы требования проекта «Школа Минпросвещения России», который стартовал в 2022 году.

К следующему учебному году в каждой школе будет введена должность советника по воспитательной работе. Работа в этом направлении началась в 2021 году, в ней приняли участие 2219 школ из 10 пилотных регионов, а в 2022 году эксперимент охватил 17 604 школы из 45 субъектов РФ. Подготовка этих специалистов ведется на базе Международного детского центра «Артек», дополнительные надбавки этим специалистам предусмотрены из федерального бюджета.

«Задача советника – вместе с директором, с классными руководителями организовать прежде всего внеучебную деятельность школьников, увязать ее в единую систему с Российским движением детей и молодёжи, с федеральной и региональной политикой. Поэтому прошу вас оказывать максимальную поддержку советнику директора по воспитанию», – обратился Сергей Кравцов к директорам школ.

Что же касается привлечения детей к участию в Российском движении детей и молодёжи, то министр подчеркнул, что «здесь не должно быть навязывания, всё максимально добровольно, по инициативе самих школьников, никаких KPI – так задача не стоит».

Переход к российским мессенджерам неизбежен?

Особая часть выступления министра была посвящена информационным технологиям в системе образования, и здесь, по его словам, важно «не систему образования подстраивать под информационные технологии, а, наоборот, информационные технологии по возможности подстраивать под решение тех проблем и задач, которые есть у системы образования».

Сергей Кравцов напомнил, что с 1 января текущего года действует закон, согласно которому в школах и колледжах разрешается использовать только государственные информационные системы, в частности ФГИС «Моя школа», одним из главных компонентов которой является платформа «Сферум», применяемая в том числе и для видеоконференц-связи.

Как пояснил министр, «это защищённая среда с отечественным программным обеспечением, из которой никакие персональные данные никуда не уходят». По словам министра, всё это аттестовано, сертифицировано и позволяет защитить школьников.

Также во ФГИС «Моя школа» есть библиотека учебных материалов, синхронизированных со стандартом и с федеральными основными образовательными программами. Использование этих материалов предоставляется на выбор учителю.

Что касается отечественных мессенджеров и чатов для общения учителей и родителей, то в этом случае, похоже, их использование становится обязательным, потому что, по словам министра, «все данные в «Разговоры о важном» в педвузах, советники по воспитанию в школах, российские мессенджеры вместо WhatsApp и других зарубежных мессенджерах будут использоваться соответствующими структурами других стран».

В настоящее время российские мессенджеры в системе образования используют более 400 тысяч человек.

В завершение своего выступления Сергей Кравцов поздравил участников совещания с Годом педагога и наставника и обратился к ним с просьбой принять активное участие в мероприятиях и акциях, посвященных этому году. Он подчеркнул, что «основной лейтмотив Года педагога и наставника – благодарность учителям со стороны школьников и взрослых».

А поскольку этот год приурочен к 200-летнему юбилею Константина Дмитриевича Ушинского (памятник ему был недавно установлен возле Московского педагогического государственного университета – МПГУ), то он посоветовал учителям перечитать труды великого классика, который заложил основы отечественной педагогики.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube